Чтобы было чисто
Пандемия COVID-19 в очередной раз доказала, что планета — наш общий дом. Лучшее, что может сделать человечество, победив коронавирус, — предотвратить новые катастрофы, в том числе экологические. Индустрия роскоши уже сделала на этом пути важные шаги
Биотопливо в небе
Одна из главных статей расхода для владельцев и арендаторов частных самолётов — топливо. Чтобы поднять стальных птиц в небо, требуется произвести много энергии и выбросить в воздух не меньше CO2. До пандемии на долю авиации приходилось 2% всех мировых выбросов парниковых газов. Индустрия взяла на себя обязательства вдвое сократить уровень загрязнений к 2050 году. Уже разрабатываются альтернативные воздушные суда, вроде электрического Eviation (Израиль) или гибридов Zunum, но больше всего усилий сосредоточено на внедрении экотоплива SAJF (sustainable alternative jet fuel), которое получают из городского мусора и отработанного растительного масла. Углеродный след от нового горючего значительно ниже, к тому же оно не требует изменений в конструкции самолёта. Американская авиастроительная корпорация Gulfstream, использующая SAJF в своей штаб-квартире в Джорджии с 2016 года, налетала на нём 920 тыс. миль и сэкономила 870 тонн диоксида углерода. В прошлом году её самолёты добрались на экотопливе до выставки бизнес-авиации EBACE в Женеве. Пробные полёты на SAJF выполнили также Challenger 350 Bombardier и Legacy 500 Embraer. По оценкам специалистов, на нём могут безопасно летать 20 тыс. бизнес-джетов. Одно но — SAJF пока дороже традиционного аналога, получаемого из нефти. И здесь на помощь могут прийти люди из организации с аббревиатурой MIB. Как и знаменитые Men in Black, они готовы спасти планету, но к Голливуду никакого отношения не имеют, а трудятся в Манчестерском институте биотехнологии в Великобритании. Они утверждают, что замена авиатоплива морской водой — вопрос пяти-семи лет.
По словам директора института Найджела Скраттона, биотопливо, получаемое с помощью водной бактерии Halomonas, полностью сгораемо, безопасно для окружающей среды и экономически выгодно. Проблема привычной нам нефти в том, что после очистки в ней всё равно остаются вредные вещества (включая оксиды азота и серы), которые засоряют атмосферу.
А в результате сгорания биотоплива выделяются только CO2 и вода. Есть и другие плюсы. Биоэтанол получают из кукурузы, которая занимает сельскохозяйственные земли, водоросли требуют строго контролируемых условий. А Halomonas можно выращивать на пищевых отходах, что сделает производство более чистым и дешёвым по сравнению с другими видами биотоплива.
Зелёный океан
Следующее поколение яхтовладельцев, возможно, будет бороздить моря на лодках, увлекаемых гигантскими кайтами. За последние пять лет индустрия суперъяхт предприняла немало усилий, чтобы стать глобальным игроком на экоплощадке. Гибриды встали на поток, мегаяхты вроде 183-метровой REV Ocean служат исследовательскими судами, а самые дальновидные верфи экспериментируют с двигателями. В ближайшие полгода грядут глобальные изменения в оценке экологичности судов. Две семьи, Lürssen и Feadship, отвечающие за самые большие яхты в мире, возглавили движение, организовав некоммерческий фонд Water Revolution Foundation (WRF). Начальная цель — инициировать научный подход к строительству яхт. Но миссия шире — нейтрализовать негативное влияние яхтенной индустрии на Мировой океан. Хенк де Врис III, в четвёртом поколении владеющий Feadship, сообщил, что вместе с Питером Люрссеном, представителем четвёртого поколения семейной верфи Lürssen, задумал фонд несколько лет назад. «Питер сказал: “Если браться за дело, то всерьёз”. И я с ним согласен, — говорит де Врис. — Перед нами великие цели». WRF готовит революцию в секторе суперъяхт — новые технологии и способы измерения их влияния на окружающую среду. Оборудование со встроенными калькуляторами углерода объединит поставщиков, экодизайн и эксплуатацию лодок. Де Врис хочет, чтобы к 2025 году все суперъяхты Feadship были оснащены гибридными или электрическими двигателями. Эти планы поддерживают молодые владельцы Feadship. Другие верфи вкладываются в более экологичное строительство. Новое предприятие Ferretti Group в Анконе собирается сократить потребление электричества на 79% и добывать его благодаря солнечным панелям. «Мы давно используем материалы, подлежащие вторичной переработке, но требуются более глобальные меры», — отмечает коммерческий директор Ferretti Стефано де Виво. Строитель мегаяхт Oceanco тоже внедряет экотехнологии в своей штаб-квартире в Алблассердаме. Новые системы теплоутилизации и гидроаккумулирования должны вдвое снизить потребление газа, а солнечные батареи обеспечат около 10% электроэнергии. Итальянская верфь Sanlorenzo идёт ещё дальше и устанавливает солнечные панели на площади размером в полтора футбольных поля, чтобы полностью обеспечить себя энергией.