Почему плавают обороты двигателя на холостом ходу
Дрожание стрелки тахометра при отпущенной педали газа нередко является признаком серьезных неполадок в двигателе. О симптомах и причинах рассказывает Autonews.ru
Нестабильные обороты холостого хода (сокращенно ХХ) — неисправность весьма коварная, а главный подводный камень здесь — неоднозначность причин. Подобный симптом может с равным успехом являться следствием как плохой работы расходомера, так и датчика абсолютного давления, или уставшего потенциомера дроссельной заслонки. При этом перечисленные детали на среднестатистический массовый автомобиль стоят относительно недорого и меняются, как правило, за несколько минут. Куда хуже, если плавающие холостые связаны с прогаром клапана или изношенными форсунками. Симптоматика будет идентична, а вот сложность и стоимость ремонта разниться кратно.
Поэтому для достоверного определения причин плавающих оборотов на современном автомобиле понадобится диагностический OBD-сканер. Вторым вариантом, если электронная диагностика недоступна, является разве что перебор попадающих под подозрение датчиков наугад. Конечно, покупать их все разом необязательно. В подобной ситуации стоит кинуть клич на форуме модели автомобиля и договориться с кем-то из одноклубников о временной подмене для теста.
Чем опасны плавающие обороты холостого хода
В общем случае само по себе явление (а нестабильный холостой ход — это следствие, а не причина) не представляет опасности. Другое дело, что продолжительная эксплуатация с подобным симптомом, как и любая неисправность, постепенно приводит к усугублению проблемы. Так, если виноват постепенно «умирающий» ДМРВ (он же массметр, он же расходомер), то вскоре он откажет окончательно. А продолжение эксплуатации с нестабильным ХХ из-за прогоревшего выпускного клапана и вовсе может привести к куда более печальным последствиям. При определенном упорстве владельца — вплоть до капремонта мотора. Когда клапан окончательно разрушится и осыпется в камеру сгорания.
Как понять, что плавают обороты на холостом ходу
На первый взгляд вопрос звучит абсурдно, но не стоит спешить с выводами. Дело в том, что на многих современных автомобилях холодный запуск двигателя (особенно зимой) сопровождается не просто повышенными прогревочными оборотами, но и своеобразным «тремором» стрелки тахометра. Иногда доходит до того, что первые 10-30 секунд после старта даже наблюдается ощутимая вибрация и перебои в работе двигателя. Что, конечно, поначалу может привести владельца в состояние легкой паники, особенно если автомобиль новый или совсем свежий. Особенно выражен подобный эффект на некоторых семействах двигателей группы VAG, но и на других машинах также встречается.