Уголок Севильи
Киров мало у кого ассоциируется с местом отдыха. Но и здесь можно найти массу интересного, если знать его историю. Наш автор Алексей Егоров изучил столицу Вятского края вместе с экстравагантным местным гидом Эдуардом Филипповым.
Эдуарда можно найти в социальных сетях по хештегу #цвяточек вяцкой. Он появился благодаря незабываемому местному говору, услышать который можно, побывав в этих краях.
– Эдуард, с какими достопримечательностями ассоциируется Киров у гостей города?
– Честно? Ни с какими. Некоторые называют дымковскую игрушку, но это не достопримечательность, а скорее бренд, и можно еще поспорить, насколько он вятский. Для меня визитной карточкой города является Трифонов монастырь, потому что ничего более древнего у нас нет. Сейчас отреставрировали Спасский собор, арку Вятского кремля, приказную избу. Красивое место – цирк и пруд рядом с ним. Вот это я обычно советую посмотреть приезжим.
– Чем еще интересен Трифонов монастырь?
– Это один из самых поздних памятников архитектуры, построенных в древнерусском стиле. Жемчужину монастырского комплекса – собор Успения Богородицы – открыли в 1689 году, когда в моде давно был стиль барокко. Основали же монастырь в 1580 году, когда в стране правил Иван Грозный. Как вы думаете, почему на Вятке прежде не было ни одного монастыря?
– И почему же?
– Местные архиереи говорили: «Мы не знаем, можно ли назвать людей, живущих в Вятке, христианами, поскольку они на духу бывают редко и имеют по несколько жен». Город основали ушкуйники, то есть речные пираты. У нас тут была настоящая вятская Тортуга (Карибский остров, облюбованный флибустьерами. – Прим. автора) с очень свободными нравами. Женщин ушкуйники с собой не привезли, поэтому искали их среди коренного населения, а это были язычники черемисы и вотяки.
– А почему дымковская игрушка не местное изобретение?
– Дымковская игрушка появилась благодаря поселенцам из Великого Устюга. Со временем дали о себе знать внешние культурные влияния, и сегодня дымковская игрушка выглядит иначе, чем устюжская, которая тоже сохранилась как промысел. Кстати говоря, в Великом Устюге, на противоположном берегу реки Сухоны находится слобода Дымково.
– О чем еще вы рассказываете на своих экскурсиях?
– Вятка – это город политической ссылки. Первыми поселенцами, возможно, были именно ссыльные. Есть такая теория, что ушкуйники – это преступники, которых новгородские власти ввиду отсутствия тюрем сажали в ладьи и отправляли в свободное плавание. В пути преступники сбивались в банды. В царское время в Вятку ссылали участников польских восстаний, пленных шведов и французов. Таким же образом здесь оказались, например, Салтыков-Щедрин и Герцен. «Приличные люди» – говорю я об этой генерации ссыльных, имея в виду их дворянское происхождение и тот вклад, который