Нечистый экспорт: как «серые» трейдеры управляют рынком угля
Несмотря на падающие цены на уголь, Россия наращивает его экспорт. По данным вице-премьера РФ Александра Новака, в 2023 году данный показатель составил половину добычи — около 213 млн тонн от 438 млн тонн соответственно (+1% и –1,26% к 2022 году). Сегодня уголь занимает первое место среди всех грузов, перевозимых по железной дороге, в том числе во внутрироссийском и экспортном сообщениях. Однако сбыт его не всегда оказывается прозрачным: контролируемый теневыми трейдерами, он несет убытки российскому бюджету и ведет к фундаментальным перекосам в экономике. Почему это происходит и каким образом должно реагировать правительство — разбирался «ФедералПресс».
Уголь в угол
Россия добывает и экспортирует разные марки угля. По данным ТАСС, ссылающегося на Росстат, в минувшем году угольные предприятия добыли 339 млн тонн каменного угля (–1,7%), в том числе 25,7 млн тонн антрацита (+5%), а также 106 млн тонн коксующегося угля (–1,2%), 207 млн тонн прочего каменного угля (–2,8%), 91,5 млн тонн бурого угля (+2%). Даже оказавшиеся ниже значений прошлого и позапрошлого годов мировые цены на уголь не отразились на экспортной перевалке через порты не только на востоке, где на фоне запрета продажи российского угля в ЕС он стал главным грузом для поставок в Азию, но и на северо-западном и южном направлениях, откуда он отгружается в значительных количествах. Сейчас российский уголь востребован не только в Китае и Индии, но и в Турции и странах БРИКС. К примеру, в структуре экспорта российского угля в Индию, по информации директора Центра экономики транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяны Кулаковой, в 2023 году преобладал энергетический — 74,4%, а на коксующийся пришлось 25,6% (в 2022 году эти показатели составляли 81,7% и 18,3% соответственно). Однако не слишком высокая стоимость угля и ужесточение антироссийских санкций по-прежнему заставляют угольщиков из РФ продавать уголь со значительными скидками по отношению к международным бенчмаркам, неся убытки.
Меры правительства, желающего поддержать одновременно и угольных производителей и федеральный бюджет, приводят к неразумным последствиям. Так, после инициированного Минпромторгом освобождения угля с января 2024 года от введенной минувшей осенью курсовой экспортной пошлины одновременно перед предприятиями отрасли встала совсем не радужная перспектива увеличения НДПИ с целью компенсаций выпадающих доходов бюджета, оцененных Минфином в 150 млрд рублей в год при курсе 90 рублей за доллар. Вдохновленный существенным ростом налоговых поступлений от угольщиков по итогам 2022 года в результате отмены фиксированной ставки НДПИ на востребованный металлургами коксующийся уголь и ее привязки к мировой конъюнктуре, Минфин увеличивал налоги для отрасли и в начале 2023-го, не шибко заботясь о потерях угольщиков.
Все это привело к тому, что, приспосабливаясь к новым условиям работы и заботясь о собственных доходах, производители угля и трейдеры создали непрозрачные схемы экспорта, позволяющие недоплачивать в бюджет колоссальные суммы.
Выйти из тени
Россия реализует на экспорт два вида угля — энергетический, используемый для выработки электроэнергии и тепла, и металлургический (коксующийся), являющийся главным компонентом сталелитейного производства, а также применяющийся при производстве других металлов, включая алюминий и медь. Несмотря на то, что на долю высококачественного металлургического приходится лишь четверть совокупной добычи угля и, соответственно, объемы экспорта не столь велики, доходы от его продажи значительно превышают поступления от сбыта энергетических марок за счет более высокой — в несколько раз — цены.
Так, по данным Neft Research, стоимость энергетического угля марки «Д» экспортного качества (6000 – 6500 ккал/кг) в Кузбассе составляет 5150 рублей за тонну, а менее калорийного, предназначенного для внутреннего рынка (5300 ккал/кг) — 2700 рублей за тонну, тогда как высококачественный коксующийся уголь марки «К», спрос на который не просто поддерживается металлургами из-за привязки к конкретным маркам, но и растет во всем мире, стоит 16 900 рублей за тонну.