Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников
В России, вероятно, происходит «революция зарплат» и сыграл в этом роль «фактор СВО», говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Высокие выплаты ушедшим на фронт «автоматически задают ориентир для рынка труда», пишет эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов
В России, вероятно, разворачивается «революция зарплат», и сыграл в этом роль в том числе фактор «спецоперации»*, говорится в отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования «Тетрадь 1. Как развивалась экономика в 2023 и начале 2024 гг.». Материал опубликован на сайте центра. Его подготовил руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Дмитрий Белоусов.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Под «революцией зарплат» понимается необходимость их увеличения как обязательной части модернизации и реформ. К примеру, еще в 2017 году директор ИНП РАН Александр Широв призывал к «конкретным решениям» по налогообложению доходов и имущества, увеличению соцподдержки и зарплат бюджетников как части реформ. В прошлом году к зарплатной революции — повышению производительности труда, обновлению производств и быстрому росту оплаты труда — призывал вице-спикер Госдумы Александр Бабаков. «Я бы сказал, назрела и перезрела зарплатная революция», — сказал он. Президент Владимир Путин в начале апреля говорил о необходимости увеличения доли оплаты труда в ВВП в следующие шесть лет. По его словам, в 2023 году она составила 40,7%.
Влияние «спецоперации» на экономику в докладе описывается как прямое и опосредованное: высокие выплаты добровольцам, ушедшим на «спецоперацию», «автоматически задают ориентир для рынка труда (хотя бы из соображений удержания занятых)». «Нет сомнений, что после завершения СВО этот фактор сохранится: военнослужащие, получавшие 200 000 рублей в месяц и более, просто не будут возвращаться на старые рабочие места за 50 000-60 000 рублей в месяц и будут, очевидно, искать работу, соответствующую своему новому социальному статусу», — говорится в отчете. В будущем исчерпание готовности к дешевому труду в реальном секторе станет