«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Путешествовать по сибирским рекам в XIX веке было непросто: пассажиры часто ехали стоя или рядом со скотом. Ситуацию кардинально изменила купчиха Евдокия Мельникова. Forbes Woman рассказывает, как она не только возглавила крупнейшее пароходное предприятие региона, но и задала новые стандарты речных перевозок, став ориентиром для других судовладельцев.
10 мая 1921 года пароход «Совнарком» на полном ходу столкнулся с опорой железнодорожного моста в городе Новониколаевске. Судно получило серьезные повреждения — корпус переломился, и пароход затонул всего за несколько минут. На борту находилось от 300 до 400 пассажиров (точное число установить невозможно, так как среди них были и безбилетные). Число погибших также остается неизвестным, но, по разным оценкам, оно могло составлять от 200 до 400 человек.
«Крики обезумевших от ужаса людей с тонущего парохода отчетливо слышны были и на берегу. Утром подбирали полузамерзших людей, спасшихся на досках. Ледяные волны выносили то мертвое тело, то обрубки дерева», — вспоминала жительница Новониколаевска Шевченко-Королева. Тела пассажиров, умерших от столкновения и переохлаждения, позже вылавливали из Оби в деревнях, расположенных примерно в 100 км вниз по течению.
До сих пор это событие остается крупнейшей катастрофой в истории Обского бассейна. Помимо трагедии 1921 года, пароход известен тем, что перевозил отрекшегося царя Николая II с супругой Александрой Федоровной и их детьми из Тюмени в Тобольск — более отдаленное и безопасное место для содержания бывшей императорской семьи.
Пароход был собран по заказу алтайской предпринимательницы Евдокии Мельниковой.
«Женщина в Сибири не раба мужу»
Печально известное судно совершило свой первый рейс 20 июня 1893 года под именем «Кормилецъ» (до Октябрьской революции 1917 года оно несколько раз меняло название, еще именовалось «Братья Мельниковы»). Тогда пароход входил в состав флота Евдокии Мельниковой — одной из самых влиятельных предпринимательниц Западной Сибири, управлявшей крупной судоходной компанией.
В XIX веке женщины в России часто занимались собственным делом, хотя им приходилось сталкиваться с предубеждениями и многочисленными трудностями. Историк Галина Ульянова в своей книге «Купчихи, дворянки, магнатки» пишет, что в 1814 году женщины владели 165 фабриками, к 1832 году их стало уже 484, а к началу XX века — около 2000. На Алтае их стремление к предпринимательству тоже было заметным — несмотря на существующие барьеры, многие девушки успешно строили и развивали собственные предприятия.
Так тюменский купец Николай Чукмалдин писал о местных предпринимательницах: «Женщина в Сибири не раба мужу. Она ему товарищ. Умер муж — не погиб промысел, мужем заведенный. Жена-вдова ведет его дальше, с той же энергией и знаниями, какие присущи мужу». Подобным образом сложилась судьба, например, Елены Морозовой: она родилась крепостной, сумела выкупить себя на свободу и вместе с мужем построить успешное дело по торговле зерном. После смерти супруга в 1894 году Елена взяла управление на себя, несмотря на то, что не умела читать и писать. Чтобы вести документацию, она различала бумаги по цвету и фактуре. Морозова активно поддерживала благотворительные сообщества, чем привлекла внимание великой княжны Марии Павловны. В знак признания та подарила Морозовой бриллиант и браслет с сапфиром.