Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

ВедомостиРепортаж

Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Денис Ильюшенков
вт. 17.06.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Группа ВИС – один из крупнейших инфраструктурных холдингов в России, занимается возведением моста через реку Лену в Якутии, строительством поликлиник и другой социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2025 г. компания, основным владельцем которой является Игорь Снегуров, планирует первичное размещение акций на бирже (IPO). О том, зачем группе выход на IPO, каков статус крупнейших автодорожных строек компании и как будут развиваться ГЧП-инициативы в России, в интервью «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров ВИС Сергей Ромашов.

– В конце 2024 г. наконец началось строительство моста через Лену в районе Якутска по частной концессионной инициативе группы ВИС. Почему проект откладывали так долго?

– На самом деле этот проект был готов к реализации в конце 1980-х гг. Если бы не случилось то, что случилось в 1991 г. (распад СССР. – «Ведомости»), то в 1993 г. железнодорожный мост уже был бы построен.

– Именно железнодорожный, а не автомобильный?

– Да, тогда речь шла о строительстве железнодорожного моста. А дальше действительно история была достаточно долгая. Но надо сказать, что мост через Лену – это исключительно сложный проект с технологической точки зрения. Из-за климата, вечной мерзлоты и гидрологии реки, толщина льда на которой может достигать 2,5 м, а площадь льдин – до 1 кв. км. Такой ледоход сносит все на своем пути. Поэтому для реализации проекта должны были созреть все его участники. Это и региональное правительство, и федеральные руководители, и финансовые партнеры. Так случилось, что в 2020 г. все три составляющие сложились.

К слову – о том, почему мост не был построен раньше. Нужна была политическая воля участников и технологические решения. Для этого в свое время в проекте появился «Ростех». Мы вместе с ними почти четыре года проектировали объект, создавая в лаборатории условия, максимально приближенные к эксплуатационным.

– Не припомню, чтобы у госкорпорации были серьезные компетенции в мостостроении.

– В мостостроении – нет, но инженерные были и остаются. Особенно когда речь зашла о применении вантовых технологий.

– А почему они тогда вышли из проекта?

– После начала СВО у «Ростеха» появились другие, более важные для страны приоритеты. Тогда по обоюдному согласию сторон мы решили, что госкорпорации важно сосредоточиться на тех ключевых задачах, которыми она по сей день занимается.

«В первую очередь будем использовать средства капитальных грантов»

– Как в итоге структурирован проект Ленского моста?

– Объект строится на основе ГЧП. Группа ВИС в лице Восьмой концессионной компании является его концессионером. Публичная сторона, или концедент, – правительство Якутии, финансовый партнер – Сбербанк.

– А с точки зрения источников финансирования?

– Капитальный грант из федерального бюджета составляет 50%, 20% – капгрант региона, Якутии, оставшиеся 30% мы вместе со Сбербанком предоставляем.

– По моим подсчетам, за пять лет проект подорожал где-то в 1,5 раза. Последняя публичная оценка – 130 млрд руб. Она сейчас актуальна?

– Она актуальна, конечно. Общий капитальный грант, федеральный и региональный, – 92 млрд руб. Оставшуюся часть мы привлекаем в Сбербанке через инструмент проектного финансирования.

– Это выгодно сейчас, учитывая ключевую ставку?

– Решения о финансировании этого проекта принимались до текущего цикла повышения ставки. В нынешних условиях мы договорились с партнерами так, что в первую очередь будем использовать средства капитальных грантов для проекта. Хотя изначально первый этап финансирования у нас предполагался в основном за счет внебюджетных источников.

– Сделано это было, судя по всему, с оглядкой на прогноз ЦБ по ставке на ближайшие годы?

– Безусловно, мы на регулярной основе мониторим ситуацию по прогнозам стоимости привлекаемого финансирования. И совместно с федеральным правительством и регионом принимаем оперативные решения.

– Какую ставку для вас одобрил «Сбер» по проектному финансированию?

– Я не могу ее раскрывать, но она чуть ниже, чем общероссийская сейчас. В частности, в проектном финансировании ставки обычно плавающие и зависят от ключевой плюс определенное количество процентов. И если рыночная надбавка сейчас колеблется в диапазоне от 5 до 7%, то у нас она несколько ниже.

– «Сбер» останется единственным банком-партнером в проекте?

– Есть и другие интересанты. Мы находимся в переговорах. Сейчас пока не могу называть эти организации.

– Это государственные банки или частные?

– И такие, и такие. Вообще, интерес к ГЧП и концессиям со стороны банков достаточно высокий.

– Проезд по мосту будет платным?

– Только для грузового транспорта.

– Исходя из текущей ситуации, успеваете ли построить мост в срок?

– Мы движемся в графике. По концессионному соглашению мы должны сдать объект в середине 2029 г. Мы планируем сделать это в 2028 г.

«Посмотрим, что будет с трафиком в этом году»

– Еще один крупный ваш проект – мост через Калининградский залив в эксклаве. В феврале местные СМИ писали, что областное правительство решило отложить его. Это правда?

– Именно отложить, но не отменить. То есть его реализация не началась, но ожидается, что начнется в какой-то перспективе. Механизм ГЧП и концессии тем и хорош, что, в отличие от госзаказа, у партнеров в нем гораздо больше гибкости. По Калининградскому мосту проведена большая подготовительная работа – мы прошли Главгосэкспертизу. И проект лежит, что называется, на столе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Социально-платформенное страхование Социально-платформенное страхование

Социальное страхование в России не отвечает потребностям современной экономики

Ведомости
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию Почему у российского бизнеса растет запрос на автоматизацию

Почему российские компании все чаще внедряют решения по автоматизации

РБК
Стандартная модель устояла под натиском измерений Стандартная модель устояла под натиском измерений

Итоги грандиозного международного эксперимента Muon g-2

Монокль
Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение» Мария Куликова: «Моя жизнь перевернулась в одно мгновение»

Пожалуйста, дайте мне какую-нибудь дрянь сыграть!

Коллекция. Караван историй
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

Как свежий воздух усиливает эффект от физической активности

ТехИнсайдер
Для нас тон задают азиатские рынки Для нас тон задают азиатские рынки

Как платформы становятся катализатором социально-экономической трансформации

Эксперт
Неожиданное преимущество веганства для женщин Неожиданное преимущество веганства для женщин

Растительная диета полезна для поддержания здоровья в долгосрочной перспективе

ТехИнсайдер
Техника перехода Техника перехода

Как устроены трансферы в российском фигурном катании

Ведомости
5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно 5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно

Каких именно слов и выражений стоит избегать, чтобы речь звучала тверже

VOICE
Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства

Санкт-Петербургская ярмарка искусства перезапустила экосистему совриска

Собака.ru
Не просто цветы Не просто цветы

Когда флористика не только профессия — опыт читателей

Здоровье
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Как в СССР подчинили фантастику пропаганде социалистических достижений

Наука и жизнь
Банки из доставки Банки из доставки

Маркетплейсы бросают вызов традиционным кредитным организациям

Деньги
Россия в фарфоре Россия в фарфоре

Истории страны в коллекциях ИФЗ

Weekend
Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии Признание и обвинение: почему общество не верит рассказам женщин о пережитом насилии

Как общество относится к рассказам женщин о травматичном опыте?

Forbes
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак 50 лет исследований показали: эти 4 ошибки разрушают брак

Четыре стратегии общения, которые могут привести к расставаниям и разводам

Inc.
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
«Черный квадрат» раздора «Черный квадрат» раздора

Краткая история главной картины ХХ века

Weekend
Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт Эпидемия «проявленности»: как искренность превратилась в коммерческий продукт

Как искренность превратилась в перформанс?

Forbes
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений Любовь или зависимость? 7 признаков нездоровых отношений

Как отличить истинные чувства от зависимости, способной разрушать нас изнутри?

VOICE
Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Как Министерство просвещения собирается решать дефицит учителей?

Ведомости
«Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч «Все неправда!» Тайная причина, почему ни один мотоцикл не ездит быстрее 300 км/ч

Почему у мотоциклов есть ограничения по скорости?

ТехИнсайдер
Топ-9 летних ягод Топ-9 летних ягод

Какие летние ягоды помогут укрепить иммунитет и избежать проблем со здоровьем

Лиза
Зерно тщеславия Зерно тщеславия

Как провалились американские санкции против СССР

Деньги
Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей Как правильно ехать по серпантину: ПДД для водителей

Как безопасно передвигаться по серпантину?

РБК
Открыть в приложении