Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

ВедомостиРепортаж

Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Денис Ильюшенков
вт. 17.06.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Группа ВИС – один из крупнейших инфраструктурных холдингов в России, занимается возведением моста через реку Лену в Якутии, строительством поликлиник и другой социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2025 г. компания, основным владельцем которой является Игорь Снегуров, планирует первичное размещение акций на бирже (IPO). О том, зачем группе выход на IPO, каков статус крупнейших автодорожных строек компании и как будут развиваться ГЧП-инициативы в России, в интервью «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров ВИС Сергей Ромашов.

– В конце 2024 г. наконец началось строительство моста через Лену в районе Якутска по частной концессионной инициативе группы ВИС. Почему проект откладывали так долго?

– На самом деле этот проект был готов к реализации в конце 1980-х гг. Если бы не случилось то, что случилось в 1991 г. (распад СССР. – «Ведомости»), то в 1993 г. железнодорожный мост уже был бы построен.

– Именно железнодорожный, а не автомобильный?

– Да, тогда речь шла о строительстве железнодорожного моста. А дальше действительно история была достаточно долгая. Но надо сказать, что мост через Лену – это исключительно сложный проект с технологической точки зрения. Из-за климата, вечной мерзлоты и гидрологии реки, толщина льда на которой может достигать 2,5 м, а площадь льдин – до 1 кв. км. Такой ледоход сносит все на своем пути. Поэтому для реализации проекта должны были созреть все его участники. Это и региональное правительство, и федеральные руководители, и финансовые партнеры. Так случилось, что в 2020 г. все три составляющие сложились.

К слову – о том, почему мост не был построен раньше. Нужна была политическая воля участников и технологические решения. Для этого в свое время в проекте появился «Ростех». Мы вместе с ними почти четыре года проектировали объект, создавая в лаборатории условия, максимально приближенные к эксплуатационным.

– Не припомню, чтобы у госкорпорации были серьезные компетенции в мостостроении.

– В мостостроении – нет, но инженерные были и остаются. Особенно когда речь зашла о применении вантовых технологий.

– А почему они тогда вышли из проекта?

– После начала СВО у «Ростеха» появились другие, более важные для страны приоритеты. Тогда по обоюдному согласию сторон мы решили, что госкорпорации важно сосредоточиться на тех ключевых задачах, которыми она по сей день занимается.

«В первую очередь будем использовать средства капитальных грантов»

– Как в итоге структурирован проект Ленского моста?

– Объект строится на основе ГЧП. Группа ВИС в лице Восьмой концессионной компании является его концессионером. Публичная сторона, или концедент, – правительство Якутии, финансовый партнер – Сбербанк.

– А с точки зрения источников финансирования?

– Капитальный грант из федерального бюджета составляет 50%, 20% – капгрант региона, Якутии, оставшиеся 30% мы вместе со Сбербанком предоставляем.

– По моим подсчетам, за пять лет проект подорожал где-то в 1,5 раза. Последняя публичная оценка – 130 млрд руб. Она сейчас актуальна?

– Она актуальна, конечно. Общий капитальный грант, федеральный и региональный, – 92 млрд руб. Оставшуюся часть мы привлекаем в Сбербанке через инструмент проектного финансирования.

– Это выгодно сейчас, учитывая ключевую ставку?

– Решения о финансировании этого проекта принимались до текущего цикла повышения ставки. В нынешних условиях мы договорились с партнерами так, что в первую очередь будем использовать средства капитальных грантов для проекта. Хотя изначально первый этап финансирования у нас предполагался в основном за счет внебюджетных источников.

– Сделано это было, судя по всему, с оглядкой на прогноз ЦБ по ставке на ближайшие годы?

– Безусловно, мы на регулярной основе мониторим ситуацию по прогнозам стоимости привлекаемого финансирования. И совместно с федеральным правительством и регионом принимаем оперативные решения.

– Какую ставку для вас одобрил «Сбер» по проектному финансированию?

– Я не могу ее раскрывать, но она чуть ниже, чем общероссийская сейчас. В частности, в проектном финансировании ставки обычно плавающие и зависят от ключевой плюс определенное количество процентов. И если рыночная надбавка сейчас колеблется в диапазоне от 5 до 7%, то у нас она несколько ниже.

– «Сбер» останется единственным банком-партнером в проекте?

– Есть и другие интересанты. Мы находимся в переговорах. Сейчас пока не могу называть эти организации.

– Это государственные банки или частные?

– И такие, и такие. Вообще, интерес к ГЧП и концессиям со стороны банков достаточно высокий.

– Проезд по мосту будет платным?

– Только для грузового транспорта.

– Исходя из текущей ситуации, успеваете ли построить мост в срок?

– Мы движемся в графике. По концессионному соглашению мы должны сдать объект в середине 2029 г. Мы планируем сделать это в 2028 г.

«Посмотрим, что будет с трафиком в этом году»

– Еще один крупный ваш проект – мост через Калининградский залив в эксклаве. В феврале местные СМИ писали, что областное правительство решило отложить его. Это правда?

– Именно отложить, но не отменить. То есть его реализация не началась, но ожидается, что начнется в какой-то перспективе. Механизм ГЧП и концессии тем и хорош, что, в отличие от госзаказа, у партнеров в нем гораздо больше гибкости. По Калининградскому мосту проведена большая подготовительная работа – мы прошли Главгосэкспертизу. И проект лежит, что называется, на столе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании» Илья Перфильев: «Фокус на персонал – основа новой философии компании»

Об актуальных профессиях и работе с молодыми специалистами

Ведомости
Секреты лабораторий Секреты лабораторий

Косметика будущего сможет адаптироваться под индивидуальные запросы каждого

Лиза
Влад Прохоров: «Если ты светишься, ты притягиваешь всех — и хороших, и не очень» Влад Прохоров: «Если ты светишься, ты притягиваешь всех — и хороших, и не очень»

«Иногда до меня доходит, что знакомые обсуждают меня за спиной.Но я не обижаюсь»

Караван историй
«Человек-дракон» оказался денисовцем «Человек-дракон» оказался денисовцем

Денисовцы — один из самых из загадочных видов или подвидов древних людей...

N+1
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина

Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Лев Додин

Собака.ru
Андрей Обрезан Андрей Обрезан

Андрей Обрезан за 15 лет создал сильнейший бренд по всей России

Собака.ru
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской Артистка, которую невозможно забыть: 5 знаковых ролей Евгении Добровольской

Культовые роли Евгении Добровольской, по которым мы будем её помнить

Правила жизни
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Актриса Карина Александрова – о поклонниках и романтике

VOICE
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
Битва континентов Битва континентов

История Межконтинентального кубка: скандальные матчи и конкуренция с ФИФА

Ведомости
Аптечка в отпуск Аптечка в отпуск

Базовая аптечка на отдых, собранная по рекомендациям врачей

Здоровье
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция Искусственный белок поменял конформацию в ответ на повышение концентрации ионов кальция

Как искусственный белок реагирует на повышение концентрации ионов кальция

N+1
Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро Что скрывает от нас подземка: 10 интересных фактов о московском метро

Московское метро — незаменимый транспорт, про который мы не все знаем

ТехИнсайдер
Земля Султана Земля Султана

Путешествие с певцом Султаном Лагучевым по его родине — Карачаево-Черкесии

ЖАРА Magazine
Гибкость и координация Гибкость и координация

Пластика кроссовера Omoda C7

Автопилот
Умное добро Умное добро

Как не попасть в сети мошенников, занимаясь благотворительностью

Лиза
Босс всё слышит Босс всё слышит

Как завести с руководством сложный разговор (и продуктивно его закончить)

VOICE
Тамара Москвина Тамара Москвина

Легенда! Одна из самых успешных тренеров по парному фигурному катанию в мире

Собака.ru
Красная машина Красная машина

Советский автопром глазами ЦРУ

Автопилот
Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи Способ самовыражения: почему зумеры любят культуру Южной Кореи

Как российские зумеры поймали корейскую волну?

Forbes
Глеб Костин Глеб Костин

Глеб Костин — фаундер бренда “.solutions” и главный петербургский визионер

Собака.ru
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Художники Художники

Рассказ Александра Маркова «Художники»

Знание – сила
Михаил Чертищев и Betsy Михаил Чертищев и Betsy

Большой разговор о большом таланте с Михаилом и Светланой Чертищевыми

Собака.ru
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать Укус осы: правила первой помощи и 8 советов, как его избежать

Большой угрозы укус осы не представляет, но есть исключения

РБК
Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году» Алена Бабенко: «С тех пор решила, что у меня будет два дня рождения в году»

Я страшно страдала, что никудышная мать, всем порчу жизнь, часто плакала

Караван историй
Открыть в приложении