Зачем группе ВИС выход на IPO и каков статус автодорожных строек компании

ВедомостиРепортаж

Сергей Ромашов: Желания обкэшиться в собственных интересах сейчас нет

Денис Ильюшенков
вт. 17.06.2025

Фото: Максим Стулов / Ведомости

Группа ВИС – один из крупнейших инфраструктурных холдингов в России, занимается возведением моста через реку Лену в Якутии, строительством поликлиник и другой социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2025 г. компания, основным владельцем которой является Игорь Снегуров, планирует первичное размещение акций на бирже (IPO). О том, зачем группе выход на IPO, каков статус крупнейших автодорожных строек компании и как будут развиваться ГЧП-инициативы в России, в интервью «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров ВИС Сергей Ромашов.

– В конце 2024 г. наконец началось строительство моста через Лену в районе Якутска по частной концессионной инициативе группы ВИС. Почему проект откладывали так долго?

– На самом деле этот проект был готов к реализации в конце 1980-х гг. Если бы не случилось то, что случилось в 1991 г. (распад СССР. – «Ведомости»), то в 1993 г. железнодорожный мост уже был бы построен.

– Именно железнодорожный, а не автомобильный?

– Да, тогда речь шла о строительстве железнодорожного моста. А дальше действительно история была достаточно долгая. Но надо сказать, что мост через Лену – это исключительно сложный проект с технологической точки зрения. Из-за климата, вечной мерзлоты и гидрологии реки, толщина льда на которой может достигать 2,5 м, а площадь льдин – до 1 кв. км. Такой ледоход сносит все на своем пути. Поэтому для реализации проекта должны были созреть все его участники. Это и региональное правительство, и федеральные руководители, и финансовые партнеры. Так случилось, что в 2020 г. все три составляющие сложились.

К слову – о том, почему мост не был построен раньше. Нужна была политическая воля участников и технологические решения. Для этого в свое время в проекте появился «Ростех». Мы вместе с ними почти четыре года проектировали объект, создавая в лаборатории условия, максимально приближенные к эксплуатационным.

– Не припомню, чтобы у госкорпорации были серьезные компетенции в мостостроении.

– В мостостроении – нет, но инженерные были и остаются. Особенно когда речь зашла о применении вантовых технологий.

– А почему они тогда вышли из проекта?

– После начала СВО у «Ростеха» появились другие, более важные для страны приоритеты. Тогда по обоюдному согласию сторон мы решили, что госкорпорации важно сосредоточиться на тех ключевых задачах, которыми она по сей день занимается.

«В первую очередь будем использовать средства капитальных грантов»

– Как в итоге структурирован проект Ленского моста?

– Объект строится на основе ГЧП. Группа ВИС в лице Восьмой концессионной компании является его концессионером. Публичная сторона, или концедент, – правительство Якутии, финансовый партнер – Сбербанк.

– А с точки зрения источников финансирования?

– Капитальный грант из федерального бюджета составляет 50%, 20% – капгрант региона, Якутии, оставшиеся 30% мы вместе со Сбербанком предоставляем.

– По моим подсчетам, за пять лет проект подорожал где-то в 1,5 раза. Последняя публичная оценка – 130 млрд руб. Она сейчас актуальна?

– Она актуальна, конечно. Общий капитальный грант, федеральный и региональный, – 92 млрд руб. Оставшуюся часть мы привлекаем в Сбербанке через инструмент проектного финансирования.

– Это выгодно сейчас, учитывая ключевую ставку?

– Решения о финансировании этого проекта принимались до текущего цикла повышения ставки. В нынешних условиях мы договорились с партнерами так, что в первую очередь будем использовать средства капитальных грантов для проекта. Хотя изначально первый этап финансирования у нас предполагался в основном за счет внебюджетных источников.

– Сделано это было, судя по всему, с оглядкой на прогноз ЦБ по ставке на ближайшие годы?

– Безусловно, мы на регулярной основе мониторим ситуацию по прогнозам стоимости привлекаемого финансирования. И совместно с федеральным правительством и регионом принимаем оперативные решения.

– Какую ставку для вас одобрил «Сбер» по проектному финансированию?

– Я не могу ее раскрывать, но она чуть ниже, чем общероссийская сейчас. В частности, в проектном финансировании ставки обычно плавающие и зависят от ключевой плюс определенное количество процентов. И если рыночная надбавка сейчас колеблется в диапазоне от 5 до 7%, то у нас она несколько ниже.

– «Сбер» останется единственным банком-партнером в проекте?

– Есть и другие интересанты. Мы находимся в переговорах. Сейчас пока не могу называть эти организации.

– Это государственные банки или частные?

– И такие, и такие. Вообще, интерес к ГЧП и концессиям со стороны банков достаточно высокий.

– Проезд по мосту будет платным?

– Только для грузового транспорта.

– Исходя из текущей ситуации, успеваете ли построить мост в срок?

– Мы движемся в графике. По концессионному соглашению мы должны сдать объект в середине 2029 г. Мы планируем сделать это в 2028 г.

«Посмотрим, что будет с трафиком в этом году»

– Еще один крупный ваш проект – мост через Калининградский залив в эксклаве. В феврале местные СМИ писали, что областное правительство решило отложить его. Это правда?

– Именно отложить, но не отменить. То есть его реализация не началась, но ожидается, что начнется в какой-то перспективе. Механизм ГЧП и концессии тем и хорош, что, в отличие от госзаказа, у партнеров в нем гораздо больше гибкости. По Калининградскому мосту проведена большая подготовительная работа – мы прошли Главгосэкспертизу. И проект лежит, что называется, на столе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Знания не купишь Знания не купишь

Эффективно ли обучение онлайн и на что можно рассчитывать после его прохождения

Ведомости
Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина Лев Додин и все выпускники молодой студии Льва Додина

Патриарх петербургской театральной сцены и худрук Лев Додин

Собака.ru
Ближневосточная Швейцария Ближневосточная Швейцария

Как страны Персидского залива конкурируют за привлечение частного капитала

Эксперт
Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж Почему нельзя сдавать пауэрбанк в багаж

Что может случиться, если сдать power bank в багаж самолета?

CHIP
Нижний Новгород: без лишних слов Нижний Новгород: без лишних слов

Нижний Новгород – место, где «заезженные эпитеты» имеют право на жизнь

Вокруг света
Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент» Мария Лисовая: «Работоспособность — мой основной инструмент»

Актерская профессия — это сплошные вопросы

Коллекция. Караван историй
Уютный аскетизм Уютный аскетизм

Интерьер в стиле софт-минимализм с органично вплетённой японской темой

Идеи Вашего Дома
Здоровье с поддержкой Здоровье с поддержкой

В России отрасль развития медицинских технологий проходит этап становления

Ведомости
Пошла жара Пошла жара

Как наши предки переживали высокие температуры без кондиционеров

Лиза
Борьба за госбезопасность во всём мире Борьба за госбезопасность во всём мире

Юрий Андропов вошел в историю как реформатор, хотя и потенциальный

Дилетант
Один город — одна команда Один город — одна команда

«Зенит» как символ и суть Санкт-Петербурга

Weekend
Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы Крымский мост: сколько строили и когда открыли самый длинный мост Европы

Факты, которые вы не знали о Крымском мосте

РБК
Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче Больше не колется: 5 способов сделать льняную одежду мягче

Как сделать льняные вещи мягче и избавиться от неприятных ощущений

ТехИнсайдер
Действующие лица Действующие лица

6 молодых актеров и актрис, заявивших о себе в сезоне

Weekend
Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов Капуцины острова Хикарон обзавелись традицией похищать и носить на себе детенышей ревунов

У капуцинов появилась традиция похищать и носить детенышей ревунов

N+1
В режиме «омномном» В режиме «омномном»

Идеи по обустройству самого главного места на участке — летней кухни

КАНТРИ Русская азбука
Топ-5 орехов против старения Топ-5 орехов против старения

Могут ли орехи улучшить ваше самочувствие и продлить молодость?

ТехИнсайдер
На берегах Амура На берегах Амура

Хабаровск – город, который можно не только посетить, но и… носить в кошельке!

Лиза
Идеальные партнеры Идеальные партнеры

Как правильно сочетать разные цветы в саду

Добрые советы
Настоящая леди Настоящая леди

Правила поведения в общественных местах: что ты знаешь о приличиях

Лиза
Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует Первая вакцина от аллергии на кошек: теперь она существует

Можно ли вылечить аллергию на кошек? Теперь — да

ТехИнсайдер
Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится? Компания в кризисе: как не утонуть, когда все вокруг рушится?

Как сохранить самообладание и профессионализм, когда компания в кризисе?

Inc.
Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича Создатель большого балета: главные постановки хореографа Юрия Григоровича

Как складывалась карьера хореографа Юрия Григоровича

Forbes
«Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов «Он заслужил «Золотой мяч»: как Ламин Ямаль начал зарабатывать десятки миллионов

О карьере юной звезды Ламина Ямаля

Forbes
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Последний шаг Последний шаг

Новый Haval H7 – кроссовер с расширенными внедорожными возможностями

ТехИнсайдер
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной Поэты-ифлийцы на фронтах Великой Отечественной

Вступить в «кружок поэтов ИФЛИ» было никак не легче, чем в Союз писателей СССР

Знание – сила
Открыть в приложении