Ни сна, ни отдыха измученной душе
Может ли принудительное лишение сна помочь при депрессии
Всякий, кто хотя бы раз не спал продолжительное время, прекрасно знает, чем это чревато: появляется заторможенность, снижается внимание, портится настроение и возникает сильная физическая усталость. Доступные стимуляторы вроде кофеина перестают работать (таков механизм их действия — довольно ограниченный), а единственным выходом все же остается только взять паузу и все-таки отдохнуть.
При хроническом недосыпе и бессоннице (о ней мы подробно рассказывали в материале «Хорошо твои слова баюкают», подготовленном ко Всемирному дню сна в прошлом году) к поверхностным симптомам добавляются еще и более глубокие и серьезные состояния и заболевания.
Например, среди последствий недостатка сна выделяют сердечно-сосудистые заболевания, проблемы с питанием и обменом веществ (от переедания до диабета второго типа), а также различные психические расстройства. Не в последнюю очередь недосып тесно связан с депрессией, и это по-своему удивительно, потому что депривацию сна нередко используют для ее лечения, причем временами — довольно успешно.
По крайней мере, на это указывают метаанализы. Один, проведенный в 2017 году, сосредоточен на 66 исследованиях, опубликованных с 1974 по 2016 год: в нем указывается, что депривация сна эффективна у 50 процентов пациентов в рандомизированных исследованиях с контрольной группой и у 45 процентов — в прочих исследованиях. Эффект не зависел от того, какая методика эксперимента применялась, на каких препаратах сидел пациент, а также от его пола и возраста.
Авторы исследования называют эффект значимым, но с учетом того, что побочных переменных, которые бы обеспечивали нужный эффект, обнаружить не удалось, результат можно назвать случайным — разумеется, если мы рассматриваем использование депривации сна как бинарную переменную. Другими словами, когда психиатры назначают пациентам с депрессией принудительное лечение сном, оно может либо помочь, либо нет — как повезет.
При этом депривацию сна все равно считают достаточно эффективным способом лечения депрессии, и в том, почему это так (даже если интуитивно понятно, что отсутствие сна скорее идет во вред), следует все же разобраться.
Экспериментально вмешаться
Отношения между качеством сна и психическими расстройствами довольно сложные. В первую очередь связь между ними — двусторонняя: бессонница, а также гиперсомния — избыточная продолжительность сна и дневная сонливость, считаются как симптомами депрессии, так и факторами, во многом влияющими на ее развитие.
В первую очередь поэтому при депрессии необходимо восстановить нормальную гигиену сна: не есть за несколько часов до отхода ко сну, ложиться спать в одно и то же время, спать рекомендованное для возраста количество часов (для взрослого человека — около семи-восьми часов в сутки) и не откладывать отдых на выходные в ожидании накопительного эффекта.
Понятно, что это может быть довольно сложно; в этом случае пациентам с депрессией прописывают препараты из группы нейролептиков или другие вещества с противотревожным (беда, как известно, не приходит одна: при депрессии выше риск развития тревожности) или седативным эффектом.
А вот впервые то, что у депривации сна может быть терапевтический эффект при депрессии, обнаружил и изучил немецкий психиатр Вальтер Шульте в начале 1970-х годов. Он наблюдал трех пациентов с диагностированным депрессивным расстройством: двух учителей и одного врача. Каждый из них сообщал Шульте о том, что после бессонной ночи за работой или занятиями спортом они чувствуют улучшение своего психического состояния.