Ошибка оптимиста: почему цены на нефть продолжат свое падение
Несмотря на оптимистические прогнозы руководителей некоторых российских нефтедобывающих компаний, нет никаких предпосылок к тому, чтобы цены на нефть к концу года вернулись в приемлемый для отрасли коридор, считает эксперт RusEnergy Михаил Крутихин
Звучит парадоксально, но, кажется, руководитель «Роснефти» Игорь Сечин пообещал американским «сланцевым» компаниям, что они преодолеют период низких цен на нефть и вернутся к коммерческой рентабельности проектов уже к концу текущего года.
В телевизионном интервью 20 марта он предсказал возвращение цен в коридор $50-60 за баррель из-за того, что с рынка уйдут разорившиеся американские компании. Еще раз для тех, кто не понял сразу: из прогноза Сечина следует, что уже к концу года на место разорившихся нерентабельных сланцевых компаний в США могут прийти новые — или старые — игроки и быстро возобновить добычу нефти из сланцевых пород в новых ценовых условиях. Сланцевая отрасль в Северной Америке давно доказала, что гибкости и выживаемости ей не занимать.
Другой вопрос — обоснованы ли подобные прогнозы.
Мартовский крах нефтяных котировок был вызван не только и не столько давно ожидавшимся спадом мировой экономической активности и не его ускорителем — эпидемией коронавируса. Его спровоцировало решение России резко прервать сотрудничество с ОПЕК. Это решение было принято руководством России во многом под воздействием главы «Роснефти», аргументы которого сводились, как мы видим, к предсказанию банкротства американских компаний. Кроме этого не вполне рационального аргумента на позицию российской делегации на венском совещании ОПЕК+ повлияли оценки конкурентоспособности нефтедобычи в России и других странах. Оценки это на поверку тоже далеки от рациональности.
Себе дороже
Сечин оценил себестоимость добычи барреля нефти в его компании в $3,10, а у других компаний — примерно в $5, что должно, вероятно, демонстрировать мощную «подушку безопасности» для выживания в период низких цен. Вот только цифры мало подходят для сравнения с показателями у конкурентов. Они отражают операционные издержки (lifting costs) по подъему нефти из уже построенной работающей скважины. Сюда не входят капитальные расходы по разведке и оценке запасов, капитальному строительству на промысле, административные и маркетинговые издержки, стоимость транспортировки и, конечно, налоги. Если уж сравнивать, так сравнивать надо по себестоимость барреля, погруженного в танкер на условиях fob (