Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»
Согласно исследованию платформы «Профилум», полностью уверены в выборе будущей профессии всего около 17,5% современных учащихся, более или менее со специальностью определились около 68% учащихся, остальным же школьникам еще только предстоит сделать выбор. Тонкости профориентации и карьерного трека «РБК Тренды» обсудили с сооснователем сервиса «Профилум» Виталием Алтуховым.
От купца до гейм-дизайнера
РБК: Как раньше дети выбирали профессии?
В. А.: Практика профориентации зародилась еще в конце XIX века. Мне попадались любопытные и даже забавные материалы социологических опросов тех лет, где подростков опрашивали, кем они хотят стать и почему. Ответы были обычно вроде «Хочу стать мясником, потому что у него всегда есть мясо» или «Я хотел бы быть купцом, чтобы спать на нормальной кровати». Это были бытовые факторы выбора профессии.
С тех пор ситуация сильно изменилась — в первую очередь с ростом доступности образования. В начале XX века даже школьное образование было эксклюзивным, а вот сейчас среднее профессиональное или высшее получают практически все. И в целом концепция современности — это обучение в течение всей жизни. Во-вторых, с каждым годом растет многообразие профессий и специализаций. В XX веке ассортимент выбора был крайне ограничен, сейчас число специальностей выросло в сотни раз. Поэтому возрастает и важность профориентации: в таком разнообразии и многогранности очень важно найти что-то свое и понять, куда применить свои способности и таланты.
РБК: А что еще отличает детей XXI века?
В. А.: Конец 1990-х и начало 2000-х в нашей стране — это время приоритета высшего образования, менеджерских и экономических профессий. Они были наиболее востребованными, точнее — популярными. Сейчас акцент сместился в сторону специальностей из сфер информационных технологий, инженерных и производственных профессий. Более того, айтишники уже не так востребованы рынком, как об этом по-прежнему думают очень многие. Не так давно мы провели опрос среди почти 12 тыс. учащихся 6–11-х классов из разных регионов страны.
Во время исследования удалось выяснить, что в топ-5 у российских школьников входят профессии дизайнера интерьера, веб-дизайнера, художника, гейм- и графического дизайнера.
Мальчики чаще всего хотят стать дизайнерами интерьера, работать в области гейм- и веб-дизайна, а также 3D-моделирования, проявить себя в качестве художника. У девочек профессии мечты расположены несколько в другом порядке: художник, дизайнер интерьера, веб- и графический дизайнер, а также психолог.
Уроки карьерной грамотности
РБК: Что влияет на выбор профессии?
В. А.: Сейчас время выбора профессии приходится на 8–9-е классы, когда нужно принимать решение — оставаться в школе и поступать в вуз или идти в колледж. Поэтому профориентацией важно заниматься уже с 5–6-го класса, чтобы к концу средней школы человек хотя бы примерно понимал, где ему интересно и куда можно пойти. Ранняя профориентация к тому же помогает повысить карьерную грамотность как умение ориентироваться в рынке труда, недостаток которой влияет в том числе на выбор профессии.
На первый взгляд может показаться, что дети чаще выбирают то, что подсказывает им окружение, то, что находится в информационном поле и популярно. Однако наши исследования показывают, что при выборе будущей профессии современные дети опираются в первую очередь на собственные желания, интересы и способности (почти 83% учащихся выбрали именно этот вариант ответа). Причем девочки выбирают специальность таким образом чаще мальчиков (85,2 против 78,9%). Именно поэтому важно формировать адекватные представления школьников о мире профессий, чтобы они полагались на достоверные знания.