Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБКБизнес

Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России, каковы показатели его цифровизации и почему в отрасли ждут бурного роста диджитал-инструментов? На эти и другие вопросы РБК ответил Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Беседовал Антон Погорельский

Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Почему рынок уходит из серой зоны

РБК: Когда мы говорим о рынке грузоперевозок в России, о каких суммах идет речь?

И. Д.: Почти каждый товар, продающийся в магазине, перевезен грузовым автомобилем: на колесный транспорт приходится 70% объема всех перевозок в стране. Оценки рынка разнятся, хотя его масштаб способен удивить не погруженных в тему людей.

По данным Strategy Partners, рынок FTL (full truck load — грузоперевозки с полной загрузкой машин товаром одного заказчика. — РБК) достиг отметки в ₽1,9 трлн по итогам 2022 года. В исследовании аудиторско-консалтинговой компании Kept другая цифра — ₽3,5 трлн. Для сравнения: оборот рынка пассажирских такси в 2022 году снизился до ₽985 млрд.

РБК: С чем связан разброс цифр в оценках рынка?

И. Д.: С непрозрачностью части рынка и разной политикой агентств касательно того, каких перевозчиков включать в исследования.

РБК: Когда ожидать обеления рынка?

И. Д.: В ближайшие пять лет. Но без усилий крупных компаний результата не достичь. Например, у нас на платформе Monopoly.Online жесткие критерии отбора для попадания на площадку. Перевозчики и компании, которые не платят налоги, работают всерую, просто не смогут получить доступ.

РБК: Настолько такие цифровые решения характерны для сферы грузоперевозок в России?

И. Д.: По данным Kept, проникновение онлайн-решений в России не превышает 1%. В США показатель варьируется от 2 до 5%, в Китае — 11%. Разница вызвана разной степенью концентрации рынка. В США среди перевозчиков доминируют крупные компании: большим перевозчикам не нужны платформы, они самостоятельно строят бизнес. А в Китае — как и в России — на одного перевозчика в среднем приходится четыре грузовика.

Зарубежный опыт показывает, что рынок грузоперевозок способен развиваться, только оперируя большими данными. Их могут агрегировать логистические платформы. И это «голубой океан» для бизнеса: цифровые грузоперевозки ждет всплеск активности, сопоставимый разве что с бумом онлайн-торговли.

Отраслевые эксперты Kept ожидают, что уровень проникновения цифровых платформ на рынке FTL в России к 2026 году составит от 5 до 8%.

Для чего нужны агрегаторы перевозок

РБК: Зачем онлайн-платформы грузовладельцам?

И. Д.: Чтобы найти транспорт. Сейчас на рынке остро не хватает перевозчиков, растут тарифы — на 30–40% в год. Поэтому владельцы грузов готовы пробовать новое и открываться для небольших игроков. Компании, которые ранее были не готовы размещаться онлайн и работали только через тендерные контракты, сейчас представлены на онлайн-площадках. Это обеспечивает им бесперебойный вывоз товаров.

Кроме того, грузоотправители, имеющие собственный автопарк, сталкиваются с теми же проблемами, что и перевозчики: например, порожние пробеги (движение транспортного средства без груза от пункта выгрузки к пункту погрузки. — РБК). Тогда они приходят на сайт-агрегатор, чтобы взять груз и не ехать пустыми.

РБК: А зачем это транспортным компаниям?

И. Д.: Агрегаторы открывают доступ маленькому перевозчику к большому грузовладельцу. Обычно крупный грузовладелец распределяет тендерные заказы между 10–15 крупными подрядчиками, и предприниматель с одной или несколькими фурами не может попасть в этот список. Агрегаторы получают эти заказы и распределяют их между грузоперевозчиками: и крупными, и малыми, и даже ИП с единственным грузовиком.

Кроме того, бизнес перевозчика начинает работать эффективнее, когда пробеги без груза становятся минимальными. С ограниченным числом заказчиков риск ехать пустым возрастает. Платформа дает доступ к большому объему заказов по любому направлению и времени.

РБК: Почему возник дефицит грузоперевозчиков?

И. Д.: Это очень капиталоемкий рынок: грузовики и их обслуживание стоят дорого. Помимо этого, не хватает водителей, а в логистическом бизнесе много барьеров, из-за которых сюда не заходят игроки с небольшими деньгами. Зато для компаний с крупными бюджетами и инвесторов это предельно привлекательный рынок.

Пока насыщение не произошло, крупные игроки стараются по мере сил помогать малым компаниям. К примеру, в рамках проекта «Монополия.Бизнес» мы предоставляем водителям фуры в аренду с правом выкупа по условиям более выгодным, чем в среднем по рынку. Мы также обеспечиваем скидками на топливо, системой дорожных сервисов и потоком заявок. Сама идея платформы — дать маленькому перевозчику инструменты большой компании.

По данным Kept, в 2022 году на рынке FTL-перевозок эксплуатировали 584 тыс. тягачей. В сегменте в основном работают физлица и индивидуальные предприниматели. Преимущественно они пользуются фурами, чей срок эксплуатации превышает 15 лет.

Куда движутся онлайн-платформы

РБК: Как работают онлайн-платформы для организации грузоперевозок?

И. Д.: Они позволяют грузовладельцам любого размера размещать заявки на онлайн-витрине. С помощью алгоритмов динамического ценообразования заявки распределяются между перевозчиками. На всем пути взаимодействия с платформой они могут пользоваться множеством сервисов: удобные мобильные приложения для логистов и водителей, быстрые оплаты за рейс, покупка топлива со скидками, дорожные сервисы, удобный документооборот и аналитика по рейсу. Так работает Monopoly.Online и аналогичные агрегаторы.

РБК: Чего не хватает российским онлайн-платформам для грузоперевозок?

И. Д.: Выявления реальных проблем клиентов с помощью исследований и обратной связи. Главная «боль» перевозчиков — это кассовый разрыв, так как оплата от отправителя зачастую приходит через два-три месяца. Это сложившаяся асимметрия рынка: у небольших перевозчиков нет переговорной силы для того, чтобы получать приемлемые условия. Они вынуждены соглашаться на большие сроки оплат, лишаясь средств на развитие бизнеса, а порой и на текущие платежи.

Все площадки стремятся решить эту проблему. Все больше компаний заключают партнерства с факторинговыми сервисами и банками. Мы тоже развиваемся, расширяя портфель финтех-продуктов. К примеру, мы одними из первых в России запустили оплату перевозчикам сразу после погрузки без комиссии.

РБК: Откуда берете на это деньги?

И. Д.: Пока из оборотного капитала. Дорого, но что поделать: без инвестиций не добиться роста. Сейчас ведем переговоры с несколькими финансовыми институтами: рассчитываем, что дальше с их помощью сможем переводить оплату перевозчикам быстрее, не расходуя при этом собственный капитал.

РБК: Какой еще функционал востребован на рынке?

И. Д.: Алгоритмы динамического ценообразования. Они позволяют выстроить справедливую для всех цену на перевозку. Только крупные платформы обладают тем объемом данных, которые позволяют алгоритмам работать качественно и эффективно соединять груз и перевозчика. В то же время это не означает, что отправители грузов понесут больше расходов на логистику. Наоборот, это будет win-win.

РБК: Как дальше развиваться онлайн-платформе для грузоперевозок?

И. Д.: Необходимо пристальнее смотреть на возможности неорганического роста. В этом году мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета в группе компаний конкурента. Сделка позволила расширить регионы присутствия, увеличить обороты, масштабировать проект «Монополия.Бизнес».

Поэтому для себя рассматриваем различные варианты роста, в том числе за счет новых сделок по приобретению игроков на рынке.

Кроме того, сейчас компании-агрегаторы в России и мире интересуют сегменты, которые дополнят ценностное предложение и увеличат портфель цифровых продуктов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Свадебная революция Свадебная революция

Как финансовый менеджер из России строит бизнес на американских молодоженах

Forbes
Нездоровый румянец Нездоровый румянец

Почему возникают покраснения на коже и как с ними бороться

Лиза
«Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры» «Профориентационные туристические маршруты помогут привлекать кадры»

Чем промышленный туризм интересен бизнесу

РБК
Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще

Как игра влияет на детское развитие?

Psychologies
«Успешный успех»: как не довести себя до нервного срыва в гонке достижений — советует психолог «Успешный успех»: как не довести себя до нервного срыва в гонке достижений — советует психолог

Как же сохранить спокойствие и уверенность на пути к успеху?

VOICE
Как компании теряют деньги из-за дискриминации женщин и почему важен отцовский декрет Как компании теряют деньги из-за дискриминации женщин и почему важен отцовский декрет

Как дискриминация мешает развитию компаний

Forbes
Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги Как жили в Европе русские эмигранты первой волны. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Белые русские — красная угроза?» Шейлы Фицпатрик

СНОБ
Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство

Как распознать, что вами пытаются манипулировать?

Psychologies
Какими были школьные завтраки лауреата «Золотого глобуса» Стэнли Туччи Какими были школьные завтраки лауреата «Золотого глобуса» Стэнли Туччи

Лауреат «Золотого глобуса» Стэнли Туччи написал книгу «Вкус. Кулинарные мемуары»

СНОБ
5 способов предотвратить выгорание в отношениях 5 способов предотвратить выгорание в отношениях

Способы, которые помогут справиться с выгоранием в браке

Psychologies
Как работали великие режиссеры: 5 книг от гениев киноискусства Как работали великие режиссеры: 5 книг от гениев киноискусства

5 интереснейших книг, написанных режиссерами

ТехИнсайдер
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Во весь голос Во весь голос

Маша Мацель рассказала о связи со своими героинями и любви к музыке

Grazia
Отношения с Мэрилин Монро, скандалы и активизм. Чем запомнился Марлон Брандо Отношения с Мэрилин Монро, скандалы и активизм. Чем запомнился Марлон Брандо

Чем запомнился Марлон Брандо за пределами съемочной площадки

СНОБ
Городской остров тепла сделал листья рожковой кислицы красными Городской остров тепла сделал листья рожковой кислицы красными

Листья с высоким содержанием антоцианов оказались устойчивее к тепловому стрессу

N+1
Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии Грани креатива. Как бренды создают коллаборации и продумывают маркетинговые стратегии

Как работают корпоративные бренд-интеграции?

СНОБ
Спорт и ментальное здоровье: как превратить тренировки в медитацию Спорт и ментальное здоровье: как превратить тренировки в медитацию

Какие виды спорта лучше всего подойдут для медитирования

Forbes
Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога

Как справиться с тревогой перед сексом и отдаться процессу с удовольствием?

Psychologies
Сохраняя традиции Сохраняя традиции

Петербургский неоклассицизм в авторской интерпретации

SALON-Interior
Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал Илья Сачков — про ИИ и конфликт созидательного и разрушительного начал

Возможно ли регулировать развитие и применение ИИ

Forbes
Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе

Как роботы, андроиды и ИИ появились в художественной литературе

Правила жизни
Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны Ночь времен: классик испанской литературы о любви во времена Гражданской войны

Глава из книги «Ночь времен»: 1936 год в жизни испанца Игнасио Абеля

Forbes
Как гастрономические тренды влияют на выбор вина: комментарии экспертов Как гастрономические тренды влияют на выбор вина: комментарии экспертов

Как совместить винную карту и меню?

РБК
Можно ли жить в браке, не отказываясь от свободы: 3 совета Можно ли жить в браке, не отказываясь от свободы: 3 совета

Может ли быть счастливым брак, в котором партнеры постоянно жертвуют собой?

Psychologies
10 техник социального влияния, которые надо знать 10 техник социального влияния, которые надо знать

Как научиться распознавать основные манипулятивные ловушки и избегать их

Psychologies
Держись подальше: самые опасные углеводы, которые есть в твоем меню — они маскируются под безобидные Держись подальше: самые опасные углеводы, которые есть в твоем меню — они маскируются под безобидные

Углеводы — часть здорового рациона, но некоторые из них следует ограничить

VOICE
Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы

Как корректно оценивать свою физическую форму?

Inc.
Шарики из коробки Шарики из коробки

Силикагель – «абсорбент», помогающий избавиться от ненужной влажности

Лиза
Могут ли космонавты простудиться в космосе? Могут ли космонавты простудиться в космосе?

Застрахованы ли космонавты от болезней во время своих миссий?

ТехИнсайдер
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении