Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБКБизнес

Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России, каковы показатели его цифровизации и почему в отрасли ждут бурного роста диджитал-инструментов? На эти и другие вопросы РБК ответил Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Беседовал Антон Погорельский

Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Почему рынок уходит из серой зоны

РБК: Когда мы говорим о рынке грузоперевозок в России, о каких суммах идет речь?

И. Д.: Почти каждый товар, продающийся в магазине, перевезен грузовым автомобилем: на колесный транспорт приходится 70% объема всех перевозок в стране. Оценки рынка разнятся, хотя его масштаб способен удивить не погруженных в тему людей.

По данным Strategy Partners, рынок FTL (full truck load — грузоперевозки с полной загрузкой машин товаром одного заказчика. — РБК) достиг отметки в ₽1,9 трлн по итогам 2022 года. В исследовании аудиторско-консалтинговой компании Kept другая цифра — ₽3,5 трлн. Для сравнения: оборот рынка пассажирских такси в 2022 году снизился до ₽985 млрд.

РБК: С чем связан разброс цифр в оценках рынка?

И. Д.: С непрозрачностью части рынка и разной политикой агентств касательно того, каких перевозчиков включать в исследования.

РБК: Когда ожидать обеления рынка?

И. Д.: В ближайшие пять лет. Но без усилий крупных компаний результата не достичь. Например, у нас на платформе Monopoly.Online жесткие критерии отбора для попадания на площадку. Перевозчики и компании, которые не платят налоги, работают всерую, просто не смогут получить доступ.

РБК: Настолько такие цифровые решения характерны для сферы грузоперевозок в России?

И. Д.: По данным Kept, проникновение онлайн-решений в России не превышает 1%. В США показатель варьируется от 2 до 5%, в Китае — 11%. Разница вызвана разной степенью концентрации рынка. В США среди перевозчиков доминируют крупные компании: большим перевозчикам не нужны платформы, они самостоятельно строят бизнес. А в Китае — как и в России — на одного перевозчика в среднем приходится четыре грузовика.

Зарубежный опыт показывает, что рынок грузоперевозок способен развиваться, только оперируя большими данными. Их могут агрегировать логистические платформы. И это «голубой океан» для бизнеса: цифровые грузоперевозки ждет всплеск активности, сопоставимый разве что с бумом онлайн-торговли.

Отраслевые эксперты Kept ожидают, что уровень проникновения цифровых платформ на рынке FTL в России к 2026 году составит от 5 до 8%.

Для чего нужны агрегаторы перевозок

РБК: Зачем онлайн-платформы грузовладельцам?

И. Д.: Чтобы найти транспорт. Сейчас на рынке остро не хватает перевозчиков, растут тарифы — на 30–40% в год. Поэтому владельцы грузов готовы пробовать новое и открываться для небольших игроков. Компании, которые ранее были не готовы размещаться онлайн и работали только через тендерные контракты, сейчас представлены на онлайн-площадках. Это обеспечивает им бесперебойный вывоз товаров.

Кроме того, грузоотправители, имеющие собственный автопарк, сталкиваются с теми же проблемами, что и перевозчики: например, порожние пробеги (движение транспортного средства без груза от пункта выгрузки к пункту погрузки. — РБК). Тогда они приходят на сайт-агрегатор, чтобы взять груз и не ехать пустыми.

РБК: А зачем это транспортным компаниям?

И. Д.: Агрегаторы открывают доступ маленькому перевозчику к большому грузовладельцу. Обычно крупный грузовладелец распределяет тендерные заказы между 10–15 крупными подрядчиками, и предприниматель с одной или несколькими фурами не может попасть в этот список. Агрегаторы получают эти заказы и распределяют их между грузоперевозчиками: и крупными, и малыми, и даже ИП с единственным грузовиком.

Кроме того, бизнес перевозчика начинает работать эффективнее, когда пробеги без груза становятся минимальными. С ограниченным числом заказчиков риск ехать пустым возрастает. Платформа дает доступ к большому объему заказов по любому направлению и времени.

РБК: Почему возник дефицит грузоперевозчиков?

И. Д.: Это очень капиталоемкий рынок: грузовики и их обслуживание стоят дорого. Помимо этого, не хватает водителей, а в логистическом бизнесе много барьеров, из-за которых сюда не заходят игроки с небольшими деньгами. Зато для компаний с крупными бюджетами и инвесторов это предельно привлекательный рынок.

Пока насыщение не произошло, крупные игроки стараются по мере сил помогать малым компаниям. К примеру, в рамках проекта «Монополия.Бизнес» мы предоставляем водителям фуры в аренду с правом выкупа по условиям более выгодным, чем в среднем по рынку. Мы также обеспечиваем скидками на топливо, системой дорожных сервисов и потоком заявок. Сама идея платформы — дать маленькому перевозчику инструменты большой компании.

По данным Kept, в 2022 году на рынке FTL-перевозок эксплуатировали 584 тыс. тягачей. В сегменте в основном работают физлица и индивидуальные предприниматели. Преимущественно они пользуются фурами, чей срок эксплуатации превышает 15 лет.

Куда движутся онлайн-платформы

РБК: Как работают онлайн-платформы для организации грузоперевозок?

И. Д.: Они позволяют грузовладельцам любого размера размещать заявки на онлайн-витрине. С помощью алгоритмов динамического ценообразования заявки распределяются между перевозчиками. На всем пути взаимодействия с платформой они могут пользоваться множеством сервисов: удобные мобильные приложения для логистов и водителей, быстрые оплаты за рейс, покупка топлива со скидками, дорожные сервисы, удобный документооборот и аналитика по рейсу. Так работает Monopoly.Online и аналогичные агрегаторы.

РБК: Чего не хватает российским онлайн-платформам для грузоперевозок?

И. Д.: Выявления реальных проблем клиентов с помощью исследований и обратной связи. Главная «боль» перевозчиков — это кассовый разрыв, так как оплата от отправителя зачастую приходит через два-три месяца. Это сложившаяся асимметрия рынка: у небольших перевозчиков нет переговорной силы для того, чтобы получать приемлемые условия. Они вынуждены соглашаться на большие сроки оплат, лишаясь средств на развитие бизнеса, а порой и на текущие платежи.

Все площадки стремятся решить эту проблему. Все больше компаний заключают партнерства с факторинговыми сервисами и банками. Мы тоже развиваемся, расширяя портфель финтех-продуктов. К примеру, мы одними из первых в России запустили оплату перевозчикам сразу после погрузки без комиссии.

РБК: Откуда берете на это деньги?

И. Д.: Пока из оборотного капитала. Дорого, но что поделать: без инвестиций не добиться роста. Сейчас ведем переговоры с несколькими финансовыми институтами: рассчитываем, что дальше с их помощью сможем переводить оплату перевозчикам быстрее, не расходуя при этом собственный капитал.

РБК: Какой еще функционал востребован на рынке?

И. Д.: Алгоритмы динамического ценообразования. Они позволяют выстроить справедливую для всех цену на перевозку. Только крупные платформы обладают тем объемом данных, которые позволяют алгоритмам работать качественно и эффективно соединять груз и перевозчика. В то же время это не означает, что отправители грузов понесут больше расходов на логистику. Наоборот, это будет win-win.

РБК: Как дальше развиваться онлайн-платформе для грузоперевозок?

И. Д.: Необходимо пристальнее смотреть на возможности неорганического роста. В этом году мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета в группе компаний конкурента. Сделка позволила расширить регионы присутствия, увеличить обороты, масштабировать проект «Монополия.Бизнес».

Поэтому для себя рассматриваем различные варианты роста, в том числе за счет новых сделок по приобретению игроков на рынке.

Кроме того, сейчас компании-агрегаторы в России и мире интересуют сегменты, которые дополнят ценностное предложение и увеличат портфель цифровых продуктов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове» Лариса Голубкина: «Смешно слушать некоторые рассказы об Андрее Миронове»

Лариса Голубкина не утратила способности смеяться над собой

Коллекция. Караван историй
Спи, моя радость Спи, моя радость

Как за неделю наладить режим сна и начать выспаться

Лиза
«Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов» «Цель — привлечь новых инвесторов и заинтересовать туристов»

Калужская область, безусловно, привлекательна для туриста

РБК
«Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки «Свекровь стыдит меня за бесплодие»: как прекратить нападки

Что делать, если свекровь стыдит невестку за бесплодие или нежелание иметь детей

Psychologies
Как глобальное потепление сказывается на почве Земли: люди игнорируют этот фактор! Как глобальное потепление сказывается на почве Земли: люди игнорируют этот фактор!

Наша планета нагревается все больше и больше, и не только ее атмосфера и океаны

ТехИнсайдер
С чем это связано С чем это связано

Скромный трикотажный свитер не теряет популярности

Robb Report
«Букхоппинг»: как книжные магазины стали модными культурными пространствами «Букхоппинг»: как книжные магазины стали модными культурными пространствами

Как изменилась атмосфера в книжных магазинах и почему стало модным туда ходить

Forbes
Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых? Чем закончились латиноамериканские сериалы, которые все смотрели в девяностых и нулевых?

Многие смотрели их по телевизору, но не у многих хватало терпения до конца

Maxim
8 отличных сериалов, которые можно посмотреть на доступных стримингах 8 отличных сериалов, которые можно посмотреть на доступных стримингах

Восемь необычных сериалов: от «Повелителя мух» до культового аниме

Правила жизни
По тайбэйскому времени По тайбэйскому времени

Цикл писем, написанных молодой девушкой из далекого Тайваня в Россию

Правила жизни
Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6 Путешествуйте налегке, избегайте разговоров и меняйте маршрут: советы от агента МИ-6

Отрывок из книги «Быть готовым ко всему. Приемы агентов МИ-6 для гражданских»

Forbes
Русский музей в Звенигородском Манеже. Гид по выставке «Вокруг Левитана» Русский музей в Звенигородском Манеже. Гид по выставке «Вокруг Левитана»

Картины, по истории которых можно проследить развитие русской пейзажной живописи

СНОБ
На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1
5 признаков, по которым легко вычислить дурака 5 признаков, по которым легко вычислить дурака

Определенный тип поведения моментально выдает недалекого человека

Maxim
В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь В чем польза медитации и может ли она изменить жизнь

Чем медитация полезна с точки зрения науки и как к ней подступиться

РБК
Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить? Переутомление в квадрате: что такое выгорание, как его распознать и победить?

Как распознать выгорание и отличить от обычной усталости или депрессии?

Правила жизни
10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации 10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации

10 цитат из трудов психолога Карла Роджерса

Psychologies
«Обучение служением» | Service Learning «Обучение служением» | Service Learning

Мировой тренд «Обучение служением» приходит в Россию

Позитивные изменения
«Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего «Машины душевных мук»: нужно ли читать соцсети бывшего

Как пережить разрыв, если соцсети держат нас в курсе событий в жизни бывшего?

Psychologies
Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника Темперамент имеет значение: сильные и слабые стороны сангвиника

Сангвиники — самые общительные и деятельные люди, но и у них есть минусы

Psychologies
Магическое мышление: как оно заставляет нас покупать ненужное и верить, что мы можем менять реальность Магическое мышление: как оно заставляет нас покупать ненужное и верить, что мы можем менять реальность

Как работает магическое мышление и как не попасть в его ловушку?

VOICE
Как часто нужно менять бритвенные лезвия? Многие не знают ответа на этот вопрос Как часто нужно менять бритвенные лезвия? Многие не знают ответа на этот вопрос

Как узнать, когда наступит тот час, когда бритвой больше пользоваться нельзя?

ТехИнсайдер
Умершего в 90-летнем возрасте царя Рамсеса II вдвое омолодили на реконструкции Умершего в 90-летнем возрасте царя Рамсеса II вдвое омолодили на реконструкции

Как выглядел царь Рамсес II в 90 и в 45 лет

N+1
«Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг «Не забудем, не простим!» Как на самом деле появился этот грозный крылатый лозунг

Не знать этого для россиянина совершенно непростительно!

Maxim
«Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко «Я рада, что ты вошла в мою жизнь легко и радостно. Так и будь в ней!» — сказала мне Ирина Мирошниченко

Анжелика Пахомова рассказала о дружбе с Ириной Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Что породишь, то и пародируешь Что породишь, то и пародируешь

10 комедий, которые высмеивают киноклише

Weekend
Самые маленькие автомобили в мире Самые маленькие автомобили в мире

Гиганты и карлики существуют не только в живом мире, но и в мире техники

Зеркало Мира
«Честная игра»: триллер со звездой «Бриджертонов», переворачивающий гендерные роли «Честная игра»: триллер со звездой «Бриджертонов», переворачивающий гендерные роли

Как Хлоя Домон справилась с «женской темой» в фильме «Честная игра»

Forbes
Только в профиль: какими получаются продолжения легендарных сериалов Только в профиль: какими получаются продолжения легендарных сериалов

Про самые интересные кейсы ребутов и продолжений любимых сериалов

Правила жизни
Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания Российские сериалы последних лет: топ 10 + достойных вашего внимания

Что могло бы стать классикой современного российского ТВ?

Правила жизни
Открыть в приложении