Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБКБизнес

Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России, каковы показатели его цифровизации и почему в отрасли ждут бурного роста диджитал-инструментов? На эти и другие вопросы РБК ответил Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Беседовал Антон Погорельский

Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Почему рынок уходит из серой зоны

РБК: Когда мы говорим о рынке грузоперевозок в России, о каких суммах идет речь?

И. Д.: Почти каждый товар, продающийся в магазине, перевезен грузовым автомобилем: на колесный транспорт приходится 70% объема всех перевозок в стране. Оценки рынка разнятся, хотя его масштаб способен удивить не погруженных в тему людей.

По данным Strategy Partners, рынок FTL (full truck load — грузоперевозки с полной загрузкой машин товаром одного заказчика. — РБК) достиг отметки в ₽1,9 трлн по итогам 2022 года. В исследовании аудиторско-консалтинговой компании Kept другая цифра — ₽3,5 трлн. Для сравнения: оборот рынка пассажирских такси в 2022 году снизился до ₽985 млрд.

РБК: С чем связан разброс цифр в оценках рынка?

И. Д.: С непрозрачностью части рынка и разной политикой агентств касательно того, каких перевозчиков включать в исследования.

РБК: Когда ожидать обеления рынка?

И. Д.: В ближайшие пять лет. Но без усилий крупных компаний результата не достичь. Например, у нас на платформе Monopoly.Online жесткие критерии отбора для попадания на площадку. Перевозчики и компании, которые не платят налоги, работают всерую, просто не смогут получить доступ.

РБК: Настолько такие цифровые решения характерны для сферы грузоперевозок в России?

И. Д.: По данным Kept, проникновение онлайн-решений в России не превышает 1%. В США показатель варьируется от 2 до 5%, в Китае — 11%. Разница вызвана разной степенью концентрации рынка. В США среди перевозчиков доминируют крупные компании: большим перевозчикам не нужны платформы, они самостоятельно строят бизнес. А в Китае — как и в России — на одного перевозчика в среднем приходится четыре грузовика.

Зарубежный опыт показывает, что рынок грузоперевозок способен развиваться, только оперируя большими данными. Их могут агрегировать логистические платформы. И это «голубой океан» для бизнеса: цифровые грузоперевозки ждет всплеск активности, сопоставимый разве что с бумом онлайн-торговли.

Отраслевые эксперты Kept ожидают, что уровень проникновения цифровых платформ на рынке FTL в России к 2026 году составит от 5 до 8%.

Для чего нужны агрегаторы перевозок

РБК: Зачем онлайн-платформы грузовладельцам?

И. Д.: Чтобы найти транспорт. Сейчас на рынке остро не хватает перевозчиков, растут тарифы — на 30–40% в год. Поэтому владельцы грузов готовы пробовать новое и открываться для небольших игроков. Компании, которые ранее были не готовы размещаться онлайн и работали только через тендерные контракты, сейчас представлены на онлайн-площадках. Это обеспечивает им бесперебойный вывоз товаров.

Кроме того, грузоотправители, имеющие собственный автопарк, сталкиваются с теми же проблемами, что и перевозчики: например, порожние пробеги (движение транспортного средства без груза от пункта выгрузки к пункту погрузки. — РБК). Тогда они приходят на сайт-агрегатор, чтобы взять груз и не ехать пустыми.

РБК: А зачем это транспортным компаниям?

И. Д.: Агрегаторы открывают доступ маленькому перевозчику к большому грузовладельцу. Обычно крупный грузовладелец распределяет тендерные заказы между 10–15 крупными подрядчиками, и предприниматель с одной или несколькими фурами не может попасть в этот список. Агрегаторы получают эти заказы и распределяют их между грузоперевозчиками: и крупными, и малыми, и даже ИП с единственным грузовиком.

Кроме того, бизнес перевозчика начинает работать эффективнее, когда пробеги без груза становятся минимальными. С ограниченным числом заказчиков риск ехать пустым возрастает. Платформа дает доступ к большому объему заказов по любому направлению и времени.

РБК: Почему возник дефицит грузоперевозчиков?

И. Д.: Это очень капиталоемкий рынок: грузовики и их обслуживание стоят дорого. Помимо этого, не хватает водителей, а в логистическом бизнесе много барьеров, из-за которых сюда не заходят игроки с небольшими деньгами. Зато для компаний с крупными бюджетами и инвесторов это предельно привлекательный рынок.

Пока насыщение не произошло, крупные игроки стараются по мере сил помогать малым компаниям. К примеру, в рамках проекта «Монополия.Бизнес» мы предоставляем водителям фуры в аренду с правом выкупа по условиям более выгодным, чем в среднем по рынку. Мы также обеспечиваем скидками на топливо, системой дорожных сервисов и потоком заявок. Сама идея платформы — дать маленькому перевозчику инструменты большой компании.

По данным Kept, в 2022 году на рынке FTL-перевозок эксплуатировали 584 тыс. тягачей. В сегменте в основном работают физлица и индивидуальные предприниматели. Преимущественно они пользуются фурами, чей срок эксплуатации превышает 15 лет.

Куда движутся онлайн-платформы

РБК: Как работают онлайн-платформы для организации грузоперевозок?

И. Д.: Они позволяют грузовладельцам любого размера размещать заявки на онлайн-витрине. С помощью алгоритмов динамического ценообразования заявки распределяются между перевозчиками. На всем пути взаимодействия с платформой они могут пользоваться множеством сервисов: удобные мобильные приложения для логистов и водителей, быстрые оплаты за рейс, покупка топлива со скидками, дорожные сервисы, удобный документооборот и аналитика по рейсу. Так работает Monopoly.Online и аналогичные агрегаторы.

РБК: Чего не хватает российским онлайн-платформам для грузоперевозок?

И. Д.: Выявления реальных проблем клиентов с помощью исследований и обратной связи. Главная «боль» перевозчиков — это кассовый разрыв, так как оплата от отправителя зачастую приходит через два-три месяца. Это сложившаяся асимметрия рынка: у небольших перевозчиков нет переговорной силы для того, чтобы получать приемлемые условия. Они вынуждены соглашаться на большие сроки оплат, лишаясь средств на развитие бизнеса, а порой и на текущие платежи.

Все площадки стремятся решить эту проблему. Все больше компаний заключают партнерства с факторинговыми сервисами и банками. Мы тоже развиваемся, расширяя портфель финтех-продуктов. К примеру, мы одними из первых в России запустили оплату перевозчикам сразу после погрузки без комиссии.

РБК: Откуда берете на это деньги?

И. Д.: Пока из оборотного капитала. Дорого, но что поделать: без инвестиций не добиться роста. Сейчас ведем переговоры с несколькими финансовыми институтами: рассчитываем, что дальше с их помощью сможем переводить оплату перевозчикам быстрее, не расходуя при этом собственный капитал.

РБК: Какой еще функционал востребован на рынке?

И. Д.: Алгоритмы динамического ценообразования. Они позволяют выстроить справедливую для всех цену на перевозку. Только крупные платформы обладают тем объемом данных, которые позволяют алгоритмам работать качественно и эффективно соединять груз и перевозчика. В то же время это не означает, что отправители грузов понесут больше расходов на логистику. Наоборот, это будет win-win.

РБК: Как дальше развиваться онлайн-платформе для грузоперевозок?

И. Д.: Необходимо пристальнее смотреть на возможности неорганического роста. В этом году мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета в группе компаний конкурента. Сделка позволила расширить регионы присутствия, увеличить обороты, масштабировать проект «Монополия.Бизнес».

Поэтому для себя рассматриваем различные варианты роста, в том числе за счет новых сделок по приобретению игроков на рынке.

Кроме того, сейчас компании-агрегаторы в России и мире интересуют сегменты, которые дополнят ценностное предложение и увеличат портфель цифровых продуктов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Защищайтесь! Защищайтесь!

Что такое иммуномодуляторы и могут ли они быть опасными

Лиза
Большинство женщин не готовы встречаться с мужчиной без квартиры: почему для них это важно Большинство женщин не готовы встречаться с мужчиной без квартиры: почему для них это важно

Почему вопрос недвижимости так важен для россиян? Объясняет психолог

Psychologies
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
Екатерина Манойло: «Ветер уносит мертвые листья» Екатерина Манойло: «Ветер уносит мертвые листья»

Отрывок из динамичного роуд-муви виде романа «Ветер уносит мертвые листья»

СНОБ
Одиночество в толпе: почему мы чувствуем себя неприкаянными и что с этим делать Одиночество в толпе: почему мы чувствуем себя неприкаянными и что с этим делать

Что такое «одиночество в толпе», почему оно возникает и как от него избавиться?

Psychologies
Полтинник за пятерку Полтинник за пятерку

Поощрение детей деньгами за оценки и работу по дому несет в себе риски

Деньги
Статья или подкаст: как способ получения информации влияет на ее восприятие Статья или подкаст: как способ получения информации влияет на ее восприятие

Как выбранный формат информации влияет на наш мыслительный процесс?

Psychologies
Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной Свобода от обязательств: 5 преимуществ секса со зрелой женщиной

Что с возрастом происходит с женской сексуальностью?

Psychologies
Двигатель прогресса или недуг: как вести себя с ленивым сотрудником Двигатель прогресса или недуг: как вести себя с ленивым сотрудником

Что делать, если лень мешает вашим сотрудникам работать?

Inc.
Тайм-менеджмент: искусство управлять временем Тайм-менеджмент: искусство управлять временем

Повысить свою эффективность можно – нужно научиться правильно управлять временем

Здоровье
Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века Изобретая заговоры, или История главного злодея XVII века

Титус Оутс входит в пятерку самых страшных английских злодеев тысячелетия

Знание – сила
Послеродовая депрессия Послеродовая депрессия

Тема послеродовой депрессии вызывает много споров. И с ней не всё так просто

Здоровье
Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России Дань независимости: как молодые музыканты строят сейчас карьеру в России

Как молодые музыкантам удается выживать в новых, не самых благоприятных условиях

Forbes
Звёздная пыль Звёздная пыль

Пыль в космосе представляет собой очень эффектное зрелище

Наука и техника
Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов Как избавиться от едкого запаха краски в квартире: 6 проверенных способов

Существует целый ряд способов, как устранить запах краски

ТехИнсайдер
Как сделать комплимент мужчине, который он оценит: советы психологов Как сделать комплимент мужчине, который он оценит: советы психологов

Мужчины и женщины воспринимают и интерпретируют комплименты по-разному

РБК
Противоестественный человек Противоестественный человек

«Секрет нашего успеха»: чем люди на самом деле отличаются от животных

Weekend
В Египте раскопали нетронутые жреческие погребения с большим количеством заупокойной утвари В Египте раскопали нетронутые жреческие погребения с большим количеством заупокойной утвари

В Египте Найдены мумии в расписных саркофагах и тысячи ушебти

N+1
Выбор средних Выбор средних

Как «Политика» Аристотеля стала единственной реализованной утопией

Weekend
Шкатулки, вазы и мортирная батарея. Кто придумал токарный станок Шкатулки, вазы и мортирная батарея. Кто придумал токарный станок

История Андрея Нартова, который придумал токарный станок

СНОБ
Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы Ученые перечислили три объективных и научных способа измерить уровень физической формы

Как корректно оценивать свою физическую форму?

Inc.
Dongfeng DF6. Китайская Navara для российского рынка Dongfeng DF6. Китайская Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6: на удивление сбалансированный автомобиль

4x4 Club
Покажите цифры! Покажите цифры!

Какую температуру надо сбивать и как это лучше сделать

Лиза
Культурная утрата: как эмигранты переживают отрыв от корней и почему живут в прошлом Культурная утрата: как эмигранты переживают отрыв от корней и почему живут в прошлом

Беженцы и эмигранты сталкиваются с особым типом горевания — культурной утратой

Forbes
В 5000-летней гробнице одной из первых египетских правительниц нашли винный склад В 5000-летней гробнице одной из первых египетских правительниц нашли винный склад

Мернейт, или Мерит-Нейт жила около XXX века до нашей эры

N+1
Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире Избиение и удары током оказались наиболее распространенными методами пыток в мире

Какие виды пыток самые применяемые в мире?

N+1
«Ваш сын попал в аварию»: 5 фраз, указывающих на мошенника «Ваш сын попал в аварию»: 5 фраз, указывающих на мошенника

Как распознать обман в самом начале общения с незнакомцем

Psychologies
Настоящее половое воспитание: отвечаем на самые сложные вопросы Настоящее половое воспитание: отвечаем на самые сложные вопросы

Гид по сексу и сексуальности в паре

РБК
Индикаторы болезней Индикаторы болезней

Как здоровье зубов влияет на состояние всего организма

Лиза
«Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку «Если выпало в империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря». Как русские осваивали Камчатку

Освоение Камчатки: провинция была – глуше не придумаешь, и море кругом

Наука и техника
Открыть в приложении