Больше чем развлечение: почему с ребенком нужно играть как можно чаще
Психологи называют игру ведущей деятельностью ребенка, ведь она выполняет далеко не одну лишь развлекательную функцию. Как именно этот процесс влияет на детское развитие, рассказали эксперты фонда «Обнаженные сердца».
В чем суть
Речь не только про красивые игрушки и игровые пособия — играть можно с чем угодно. Главное, чтобы игра включала в себя спонтанную инициативу ребенка и была ему интересна. Она не должна представлять собой просто его реакцию на подсказки и предложения других людей.
В игре ребенок должен сам делать выбор и делиться своими идеями с другими участниками
Как только из деятельности исчезает спонтанность, она перестает быть интересной и мотивирующей — по сути, игровой компонент исчезает. Поэтому взрослый может легко превратить игру в занятие, подавив инициативу ребенка — предлагая различные инструкции, навязывая темы и задавая бесконечные вопросы.
Куда более правильной будет стратегия, при которой взрослый реагирует на проявленную ребенком инициативу и обеспечивает ему поддержку, чтобы помочь играть продуктивно и сохранять вовлеченность.
Какая есть польза
Игра — универсальный способ, при помощи которого дети с рождения познают окружающий мир. Кроме того, именно эта деятельность создает нужный контекст для освоения коммуникативных и языковых навыков.
1. Развитие конитивных и социальных навыков
Исследования подтверждают: игры с родителями и сверстниками оказывают непосредственное влияние на структуру и функционирование мозга. Этот процесс формирует нейронные связи, отвечающие за важные когнитивные и социальные навыки, способствует формированию безопасных, стабильных и заботливых отношений ребенка со взрослыми, помогает освоить важные социальные правила и роли и учит общаться со сверстниками.
Доказано, что дети, которые возятся с игрушками, воспринимают мир вокруг себя как исследователи: учатся наблюдать, действовать и внимательно слушать окружающих
Только в мотивирующей активности, которая отвечает интересам ребенка, развиваются творческие возможности. Дети учатся новому именно через наблюдение и активное участие, а не через пассивное запоминание или в результате следования жестким инструкциям. Поэтому во всех успешных образовательных программах для дошкольников всегда используют игровой подход в обучении.
2. Борьба со стрессом
Также игра помогает детям справиться со стрессом. В одном из исследований детям в возрасте 3-4 лет, которые тревожились при поступлении в дошкольное учреждение, предложили 15 минут поиграть с игрушками или со сверстниками. У них наблюдалось двукратное снижение тревожности по сравнению с теми детьми, которые слушали, как учитель читает сказку.