Время доставки
Это большой материал. Он надолго отвлечет тебя от покупок в Сети и поможет по-настоящему сэкономить деньги. Не благодари!
Маркетплейсы в последние несколько лет завоевали сердца и кошельки покупателей. Как работают эти площадки, чем привлекают старых и новых клиентов (спойлер: методы используются не всегда честные) и можно ли на самом деле обуздать свою страсть к онлайн-шопингу?
Весной 2020 года мы дружно осели дома из-за пандемии коронавируса. Необходимость получать QR-код для поездки в супермаркет привела к тому, что люди начали заказывать еду, косметику, одежду и вообще всё подряд с доставкой. Начался расцвет интернет-шопинга. Потом ковидные меры ослабели, а привычка осталась. В 2022 году, когда многие бренды перестали продаваться в России, на помощь снова пришли маркетплейсы, где можно найти замену привычным товарам – да и сами эти товары часто тоже.
Крупными считаются площадки с оборотом не менее 30 миллиардов рублей в год: Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «Сбермегамаркет», «AliExpress Россия» (учтены только российские продавцы). В отчете Data Insight говорится, что за 2022 год их совокупный оборот вырос аж на 80%, до 2,7 трлн рублей, и продолжает увеличиваться, а количество заказов достигло почти 2 миллиардов. Представь, будто каждый из 146,5 миллионов жителей России, включая младенцев и глубоких стариков, сделал по 13 заказов на общую сумму 18,5 тыс. руб.! Впечатляющий успех, правда?
Что такое хорошо и что такое плохо
Главный и безусловный плюс маркетплейсов – большой ассортимент. Не нужно бегать по куче магазинов, тратя время и нервы: положила в корзину всё нужное (и вон ту голубую чашку, и -надцатую юбку, и не забыть тапочки для бассейна, где ты была последний раз в прошлом году) – и ждешь доставку. Чаще всего она бесплатная и удобная: хочешь – в пункт выдачи или постамат, хочешь – домой. Расстояние между точками одного маркетплейса сегодня минимально: прошла пять минут, и чашки с тапочками уже с тобой.
Есть у онлайн-шопинга и недостатки, наверняка уже тебе знакомые.
Сложности с возвратом по браку
Многие маркетплейсы разрешают без проблем вернуть то, что не подошло или не понравилось. Трудности начинаются, если ты забрала вещь домой и выяснила, что она бракованная. Маркетплейс может поверить тебе и принять товар обратно, а может отправить его на экспертизу или сначала связаться с продавцом. Дело затянется.
Не тот товар
Такое случается на всех площадках и обычно связано с ошибками при сортировке. Именно поэтому рекомендуем тебе проверять содержимое свертков и коробок прямо в пункте выдачи, возле постамата или при курьере. А еще – читать отзывы до покупки: если каждый второй пишет, что вместо блузки привезли эпилятор, то, вероятно, и тебя ждет похожая судьба.
Продажа подделок
Все крупные площадки по мере сил следят за оригинальностью товара, но подтвердить ее может только Lamoda. В других местах ориентируйся на отзывы (но не всегда!), название и рейтинг продавца, ну и собственное чутье.
Лишним не будет?
Онлайн-шопинг затягивает – это правда. Реклама товаров с маркетплейсов настигает людей в соцсетях, выпрыгивает с телеэкранов и привлекает внимание на билбордах. Тебе показывают вещи, похожие на те, что ты уже купила, и восхваляют их преимущества. Ты получаешь уведомления о том, что «только у нас и только сейчас этот синий слон стоит вдвое дешевле» – и руки тянутся открыть ссылку и заказать слона, хотя десять минут назад ты и знать о нем не знала. Стал популярным гусь-обнимусь или другой милый пылесборник – и площадки услужливо демонстрируют тебе его изображения. Специалисты по маркетплейсам сделали красивые фотографии, написали завлекательный текст – и вот банальный ершик для бутылок превращается в предмет первой необходимости. Надо купить себе такой, и прощай, аванс! Удержаться сложно, но можно.
Вот несколько рекомендаций:
Управляй бюджетом. Например, не пользуйся кредитной картой без крайней необходимости, а лучше вообще ее не заводи. Выделяй себе ежемесячно некоторую сумму на мелкие радости: тогда не будет ощущения, что ты лишила себя абсолютно, абсолютно всего.
Не покупай в рассрочку. Кажется, что так ты отдаешь меньше денег, но на самом деле нет. У «Яндекс.Маркета» есть возможность разбить платеж на четыре части беспроцентно, у Ozon и Lamoda такая услуга не бесплатна.