Богатство не для всех
Почему в мире растет разрыв в доходах
Какую роль глобализация сыграла в распределении мирового богатства, почему экономическое неравенство растет и как браки между людьми одинакового социального статуса его усиливают? Обо всем этом — в исследовании «РБК Трендов»
Человечеству потребуется еще почти 230 лет, чтобы искоренить бедность. К такому выводу пришли аналитики международной гуманитарной организации Oxfam в докладе 2024 года, посвященном экономическому неравенству.
В материале можно найти массу тревожных выводов. Например, за период с 2020 по 2023 год почти 800 млн наемных сотрудников получали доход, который рос темпом ниже инфляции, и таким образом потеряли порядка $1,5 трлн. При этом благосостояние более половины населения планеты по итогам 2023 года снизилось по сравнению с 2019 годом. На это повлияло не только сокращение зарплаты в реальном выражении (во многом за счет скачка цен на продовольствие), но и рост безработицы.
Эти цифры контрастируют с внушительным ростом доходов гигантских корпораций и богатейших людей мира. По оценке Oxfam, 148 крупнейших корпораций по итогам 2023 года увеличили свою прибыль более чем в два раза по сравнению со средними показателями за последние три года. А состояние пяти самых богатых людей планеты с 2020 года выросло на 114%.
Экономическое неравенство — одна из самых обсуждаемых проблем XXI века. Хотя уровень абсолютной бедности за последние 200 лет значительно снизился, абсолютные различия в доходах за минувшие 30 лет увеличились, а разрыв в доходах между так называемым развитым миром и развивающимся (за исключением Китая) остается большим. Успешные случаи перехода из развивающихся стран в развитые все еще единичны.
Главная особенность экономического неравенства современности в том, что оно растет не между странами, как это было в XIX веке или на протяжении 70 лет XX века, а внутри стран. Аналитики ООН отмечают, что более 70% населения мира проживает сегодня в странах, где неравенство растет.
Новый виток роста неравенства не получится объяснить банальной жадностью немногих. Экономисты, занимающиеся этой темой, полагают, что мы имеем дело с системными сдвигами, которые и порождают сильные диспропорции в доходах.
В частности, на распределение доходов воздействуют глобализация, волна приватизации и новый виток автоматизации производства. А еще так и не решенные проблемы в стартовых возможностях человека, когда уровень его дохода во многом определяется не личными способностями, а тем, в какой семье он родился.
Как росло неравенство между странами
Неравенство между странами и внутри них в разные эпохи выглядело по-разному: иногда оно росло одновременно, иногда — разнонаправленно. Например, на начало XIX века лишь несколько европейских государств смогли добиться показателей экономического роста за счет быстрой модернизации, стабильного финансового рынка и мощного военного и торгового флота, которые обеспечили экономическую и политическую экспансию. В первую очередь это были Англия (исключая все заморские территории Британской империи) и Нидерланды, где люди на тот момент были в среднем втрое богаче, чем в Китае.
Весь же остальной мир был одинаково беден: около 80% населения Земли жили в положении, которое бы сегодня охарактеризовали как крайне бедное. Поэтому чисто статистически на начало XIX века состояние мира можно охарактеризовать как близкое к глобальному экономическому равенству — равенству в бедности.
Произошедшая в XIX веке промышленная революция привела к тому, что неравенство стало быстро расти как между странами, так и внутри них.
«Что происходит, когда общество начинает производить богатство в значительном объеме? Рост абсолютного неравенства (разницы между самыми богатыми и самыми бедными) оказывается почти что математической неизбежностью, — объясняет причину роста неравенства того времени канадско-американский ученый Стивен Пинкер в своей книге «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса». — При отсутствии некоего управления по перераспределению дохода, которое раздавало бы всем равные доли, одни члены общества непременно — будь то благодаря удаче, умению или усердию, — будут извлекать из новых возможностей больше преимуществ, чем другие, и получать непропорциональную выгоду».
К 1970 году в мире сложилась ситуация, которую экономисты назвали «Великой дивергенцией»: так называемый развитый мир оказался в десять раз богаче развивающегося. Промышленная революция позволила западным странам, в первую очередь Великобритании и США, стремительно нарастить свое богатство. А вот те, кто проиграл в этой гонке технологий, напротив, значительно отстали.
«Одна из основных идей, развиваемых в части научной литературы, заключается в том, что глобальный рыночный обмен не эквивалентен. Поскольку капиталистический мир представляет собой многоуровневую иерархическую систему, выгоды от торговли распределялись неравномерно не только внутри стран, но и между ними», — объясняет Дмитрий Диденко, ведущий научный сотрудник, профессор РАНХиГС.
Эксперт напоминает, как аргентинский экономист Рауль Пребиш еще в середине XX века ввел понятия «ядро» и «периферия», чтобы описать эту ситуацию. По его подсчетам, дисбаланс создавало то, что сырье, произведенное на «периферии», то есть в бедных странах, в среднем дорожало медленнее, чем промышленные товары, произведенные в индустриальных центрах. Это, по мнению экономиста, и привело к росту неравенства между «ядром» и «периферией».
Коэффициент Джини — статистическая модель, которая помогает оценить неравномерность распределения доходов в обществе. Модель имеет числовое значение от 0 до 1, где ноль — это полное равенство, а единица — абсолютное неравенство.
Как рост азиатских экономик сгладил глобальное неравенство
Однако тренд, описанный Пребишем, значительно изменился с конца XX века или даже ранее. Межстрановое неравенство по уровню ВВП на душу населения (с учетом паритета покупательной способности) стало снижаться. Доходы некогда бедных стран, особенно в Восточной и Южной Азии, отчасти в Латинской Америке, стали расти быстрее, чем доходы богатой части мира.
Это скорректировало показатели межстранового неравенства. С 1980-х доходы среднего класса Азии в реальном выражении выросли на 40–75%. В то время как на Западе доходы среднего класса практически не росли, чего не скажешь об 1% богатейших людей на планете, преимущественно из стран Западной Европы и Северной Америки. Их доходы выросли почти на 2/3.