Первый император Японии
Божественное происхождение верховных правителей провозглашалось в разные исторические периоды множеством государств. Однако Япония в этом смысле — страна уникальная: её император признал свою человеческую природу только в 1945 году
Одной из наиболее значительных причин столь долгого обожествления государей стали религиозные традиции страны. На протяжении многих столетий главными религиями Японии были буддизм и синтоизм, причём в отдельные исторические периоды они переплетались настолько тесно, что отличить одно от другого становилось практически невозможно. Синтоизм населял мир многочисленными божествами и духами — ками, а буддизм с лёгкостью делал их своей частью, включая в бесконечный круг перерождений. Таким образом, когда Запад уже давно и основательно закрепился в монотеизме, японцы продолжали поклоняться ками гор, рек, семейного благополучия и воинской доблести. Разумеется, в эту систему мироустройства нужно было каким-то образом вписать и тэнно, «небесного государя» — так в оригинале звучит титул, который на русский обычно переводят как «император».
В VIII веке были написаны две старейшие японские хроники — «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и «Нихон сёки» («Японские лета»), подробно пересказывающие историю страны от сотворения мира до момента написания текстов. Огромное место в них занимает императорская семья, ведущая свой род от великой богини солнца Аматэрасу.
Божественная бабушка
Когда-то Аматэрасу, живущая в небесном царстве, решила установить свою власть и на земле, населённой местными божествами. Для этого она отправила туда своего старшего внука Ниниги. Вместе с другими небесными богами он подчинил себе земных ками и построил дворец на юге острова Кюсю. Однако на этом его экспансия завершилась. Задача по дальнейшему освоению территорий легла на плечи Дзимму, правнука Ниниги.