Пожары семейных страстей: как дети воспринимают сложные эмоции взрослых
Что делать, когда отрицательные эмоции и сложные чувства взяли верх? Как предотвращать конфликты на стадии зарождения и строить доверительные и близкие отношения в семье между супругами, родителями и детьми? И как научить этому детей? Об этом — новая книга психолога и матери 11 детей Екатерины Бурмистровой, которая вышла в издательстве «Бомбора». Forbes Life публикует главу о влиянии недовольства, гнева и обид в отношениях родителей на ребенка.
Нам, взрослым, удобно думать, что дети ничего не понимают. А поскольку ребенок якобы не видит конфликтов, то появляется мысль продолжать жить так же — можно ничего в своей жизни не менять. Отсюда часто берут начало опасные мысли про сохранение плохих отношений ради благополучия ребенка. Но не надо думать, что в сложных, напряженных отношениях взрослых ребенок может расти и развиваться гармонично. Это не так. Он будет чувствовать боль и беспокойство.
Не надо ради него делать вид, что все хорошо. Ради ребенка надо работать над сложностями в отношениях.
Травмоопасные для детей ситуации
Есть ситуации, которые точно будут травмоопасны для ребенка.
В первую очередь это разрыв интимных отношений родителей и сильное напряжение, связанное с этим.
Такой разрыв может быть разного рода. Обычно это не про прекращение подобных отношений по медицинским показаниям, когда необходимо воздержание. Это разрыв, который связан с недоверием, потерей контакта, обидой, подозрением в измене. Если эта тонкая интимная связь родителей рвется, то, хотя ребенок про это и не знает, он обязательно это чувствует.
Если это не единичный случай, а постоянная ситуация, она может негативно повлиять на развитие ребенка, потому что формирует очень сильное напряжение. Пары, которые страдают от длительной сексуальной дисгармонии, от обид из-за физической близости, конечно, не могут не проявлять напряжение.
Очень сильно влияют на состояние детей длительные обиды любого рода, не связанные с интимной жизнью. Оказывает давление и затяжной конфликт со старшим родственником или с кем-то из близких. Довольно сильно на детей воздействуют макрофакторы — общее недовольство жизнью, браком, страной проживания, экономической ситуацией. Если папа постоянно недоволен работой и это не разовая усталость из-за тяжелого закрытия проекта, а перманентное состояние — оно будет сильно влиять на ребенка.
Максимальное проявление дискомфортного состояния взрослых — это клиническая депрессия.
Быть ребенком родителя с клинической депрессией очень сложно и даже опасно для перспектив развития, поэтому взрослым надо стараться не запускать свое ментальное здоровье и отношения.
Есть вещи, которые мы не можем изменить. Но какой бы сложной ни была ситуация, если мы научимся правильно про нее говорить и дешифровать наши эмоции, состояния и обстоятельства, это будет лучше и менее опасно для ребенка, чем наше молчание.
Обстоятельства, негативно влияющие на ребенка
Очень опасны алкоголизм и другие зависимости у одного из родителей и реакция второго родителя по «треугольнику Карпмана»: когда есть кто-то страдающий от зависимости (жертва), а второй спасает его от этой зависимости (спасатель).
Длительное финансовое напряжение, с которым супружеская пара не научилась справляться, может влиять не менее остро, чем алкоголизм и зависимость. Сильнейшим образом на состояние детей могут воздействовать разные подозрения, в том числе подозрения в супружеской неверности.
Максимально мучительны для детей как постоянные бурные конфликты родителей, так и взаимное охлаждение или дистанция.
Если с этими ситуациями ничего не делать, то через какое-то время состояние ребенка изменится, у него проявятся поведенческие или соматические симптомы. Это происходит потому, что семья — это система сообщающихся сосудов. Подобные ситуации напрягают всю семейную систему, и, конечно, дети эти напряжения ловят, считывают и начинают себя вести по-другому.
Что можно сделать?