Разыгрались ни на шутку: как женщины изменили театр
В это сложно поверить, но больше чем за двадцать пять веков существования театра женщины впервые туда проникли лишь в последние пять — да и то с некоторой натяжкой. Театральный обозреватель Forbes Life Ника Пархомовская рассказывает, как изменилась судьба женщины в мировом и российском театре.
Накануне Международного женского дня, который во всем мире по-прежнему отмечается 8 марта, самое время вспомнить про то, что это день солидарности и объединения. Когда-то Клара Цеткин предложила учредить специальный праздник для проведения женщинами митингов и шествий в защиту своих прав и привлечения внимания к теме дискриминации. Прошло более 100 лет, а тема женской эмансипации по-прежнему актуальна. И особенно в театре, который до недавнего времени был местом неочевидной, но все-таки однозначной мужской гегемонии.
В это сложно поверить, но больше чем за двадцать пять веков существования театра женщины впервые туда проникли лишь в последние пять — да и то с некоторой натяжкой. В Древней Греции и Древнем Риме женщины (за редким исключением) не допускались ни в зрительный амфитеатр, ни на сцену. В Средневековой Европе — тем более, там театр вообще был не в чести. В Эпоху Возрождения случились кое-какие подвижки, и прекрасные дамы получили право если не играть сами, то хотя бы изредка наслаждаться театральными зрелищами. В Новое Время, когда стало понятно, что без минимального жизнеподобия театру не жить, появились наконец профессиональные актрисы — драматические, оперные и балетные, — но управляли театрами по-прежнему сплошь мужчины.
На протяжении XX столетия, когда в залах становилось все больше женщин, эта досадная диспозиция практически не менялась. Разве что в мире танца появлялось все больше женщин-танцовщиц, женщин-перформеров, женщин-хореографов (в том числе великие и уже легендарные Мэри Вигман, Марта Грэм, Пина Бауш, Ивонн Райнер, Мередит Монк, Анна Халприн, Триша Браун, Каролин Карсон, Анна Тереза де Кеерсмакер, Мег Стюарт, Маги Марен, Соль Леон, Кристал Пайт и многие-многие другие). Наконец прогресс дошел и до обычно куда более медлительного и консервативного драматического театра — теперь у нас, как и практически во всем цивилизованном мире есть женщины-режиссеры (некоторые из которых предпочитают, чтобы их называли режиссерками), женщины-драматурги и женщины-продюсеры. Однако это не отменяет того печального факта, что специалисты-мужчины по-прежнему и получают больше, и востребованы чаще. Не говоря уже о том, что дискриминацию по половому признаку никто не отменял: на экзамены в театральный институт