Почему «ворчливый, но любящий дед» Берни Сандерс мог бы побороть Трапа на поле новой искренности (но президентом ему не стать)
В США прошел второй «супервторник» — голосование за кандидата на пост президента США от демократов в еще шести штатах. По итогам видно, что лидером демократических праймериз становится Джо Байден, которого при этом поддерживает партия, а лихо стартовавший Берни Сандерс все сильнее отстает. В своей колонке о президентской гонке США политтехнолог Виталий Шкляров рассказывает, почему «упертый целенаправленный дед» Берни Сандерс мог бы одолеть Трампа, а вот в случае победы Байдена у демократов не будет ни единого шанса.
Берни Сандерс все увереннее проигрывает Джо Байдену. И этот сценарий, к сожалению, очень напоминает события 2016 года.
Тогда демократы выбрали безликую центристскую Хиллари Клинтон. Сейчас демократы вновь поставили все фишки на понятного им, но набившего оскомину Америке Байдена, слепленного по лекалам предвыборных политтехнологов и Демпартии времен прошлого столетия.
Результаты «второго супервторника» — вчерашних праймериз штатов Айдахо, Вашингтон, Мичиган, Миссисипи, Миссури и Северная Дакота — еще больше понизили шансы сенатора Сандерса стать кандидатом в президенты от демократов. Так, в 2016 году в Мичигане Сандерс получил 49% голосов, а сейчас лишь 36%. Из Вашингтона он вынес Клинтон с 72%, а сейчас у него только 33%. Проиграл он и штат Айдахо, который был в прошлый раз за ним. Его ядерный электорат — миллениалы и поколение Z, — похоже, не пришли голосовать, а может, полюбили Байдена больше, чем Хилари.
Кто же такой этот Берни Сандерс?
Берни — выходец из семьи евреев, эмигрировавших в США из Польши. Он родился в Нью-Йорке в 1941 году. Его отец (Элиас Бен Йегуда Сандерс) владел небольшим магазинчиком, благодаря чему Берни смог отучиться в колледже.
Еще во времена студенчества юный Сандерс заинтересовался политикой. Берни боролся за права цветных и социально не обеспеченных американцев — к которым, собственно, относился в тот момент и сам, — жил буквально впроголодь, снимал комнаты в промышленных районах. До сих пор он называет себя «социалистом из шестидесятых».
Его личная жизнь окутана ореолом тайны — у него была жена, потом они развелись, затем появился ребенок от другой женщины, с которой он не жил. Наконец, он женился снова (на женщине с тремя детьми). Многие журналисты пытались покопаться в ящике для белья Сандерса, но друзья, подруги и дети с прессой о личной жизни Берни не разговаривают и ничего не рассказывают, что весьма удивительно для «одноэтажной Америки».
В какой-то момент Сандерс обосновался в Вермонте, где продолжал заниматься политической деятельностью. Он всегда и везде позиционировал себя как социалист и непрерывно участвовал в выборах. Но успеха долгое время не имел, пока друг и профессор вермонтского университета не посоветовал ему изменить стратегию: агитировать не в богатых, а в бедных районах города.
Берни был уверен, что беднота за него и за его идеи равенства и так проголосует. По факту же бедные на выборы просто не ходили, а богатые выбирали республиканцев. Когда же в 1980 году на выборах в мэры города Берлингтон (крупнейший в Вермонте) Сандерс использовал новую стратегию — сосредоточил внимание на своем электорате, — он неожиданно выиграл и стал мэром-социалистом в год рейгановского усиления антисоветской риторики.