Развод без девичьей фамилии: как Петр I избавлялся от своих жен
О крутом нраве Петра I ходили легенды: с врагами он расправлялся быстро и жестоко. Все три жены государя познали его гнев: каждую он счел предательницей, хотя браки всегда начинались с искренней любви и привязанности.
Евдокия Лопухина, Анна Монс, Марта Скавронская… Эти три женщины думали, что им повезло, ведь каждая из них стала супругой самого царя! Но очень скоро девушки понимали: этот статус принес им только страдания и беды.
Первая жена Петра I: Евдокия Лопухина
Первой женой Петра I стала Прасковья Лопухина, имя которой в замужестве для благозвучия сменили на Евдокию. Любовью в браке и не пахло — союз строился на расчете, и даже не 16-летнего государя, а его матери Натальи Кирилловны. Женщина выбрала захудалый, но многочисленный род Лопухиных в надежде, что новые члены семьи, популярные среди стрельцов, оценят возвышение по достоинству и будут стоять на страже интересов ее сына.
Наталья жестоко ошиблась, но тогда, в 1689 году, об этом еще никто не догадывался. Не знала царица и о том, как изменятся ее отношения с невесткой: юная Лопухина женщине нравилась. Лицом Евдокия была «изрядная», а «ума среднего», а что еще нужно жене государя? Ее дело — рожать детей да ходить в церковь, подавая народу пример скромности и набожности. И Лопухина на первый взгляд идеально подходила для такой роли.
Первое время Петр и Евдокия жили счастливо. Письма молодых были наполнены любовь друг к другу, у них появился собственный семейный язык: царь называл себя Петрушкой, а Евдокия — Дунькой. «Здравствуй, свет мой, на множество лет!» — так начинала свои послания девушка. За три года она родила супругу троих наследников: младшие царевичи Александр и Павел умерли в младенчестве, старшего же, Алексея, ждала совсем другая судьба — в 1718 году его убьют по приказу родного отца.
Но отношения стремительно портились. То, что Наталья считала достоинствами Евдокии, на деле оказалось недостатками. Воспитанная на Домострое и традициях, Лопухина не понимала и не принимала реформ мужа, а от «среднего ума» не стеснялась об этом говорить. Но это полбеды: почитающая заповеди Евдокия категорически не желала мириться с изменами супруга. Подарки Петра, вернувшегося из Немецкой слободы, могла растоптать ногами с криком: «Не нужно мне ничего, не желаю жить, завидуя немецким растпутницам!»
Подозрения Евдокии не были беспочвенными: Петр и правда постоянно менял любовниц. Одна из них, Анна Монс, ему особенно нравилась — молодой царь подумывал сменить жену, но, пока была жива мать, сделать это не решался. Впрочем, Наталья Кирилловна к концу жизни разругалась с невесткой в пух и прах. Девушка, которая казалась ей скромной и тихой, оказалась совсем иной. Евдокия свято верила: ее задача — наставлять окружающих, учить жить их по божьим правилам, и в этом деле проявляла железную волю и жесткий характер, чем выводила свекровь из себя.
Скончалась Наталья спустя пять лет после свадьбы сына. А еще через три года был раскрыт заговор против царя, в котором участвовали отец Евдокии и двое ее братьев. Петр I, ни минуты не колебаясь, отправил супругу в монастырь. Наследника она уже родила, кандидатка на ее место имелась, так чего же ждать? Девушка отбивалась от пострига как могла, но не спасло даже заступничество патриарха Адриана. В 1698 году Евдокия вновь сменила имя, став инокиней Еленой.
Содержания низложенной царице не назначили, еда и одежда в Суздальско-Покровском монастыре оставляли желать лучшего. «Здесь ведь ничего нет: всё гнилое. Хоть я вам и прискушна, да что же делать. Покамест жива, пожалуйста, поите, да кормите, да одевайте нищую», — писала Евдокия родственникам. Те, хоть и скудно, но снабжали ее необходимым для жизни. Неизвестно, почему женщина завела роман с майором Степаном Глебовым: может, в расчете на помощь, может, чтобы добавить хоть каких-то красок в серые будни.