Тягучий “Дом Gucci”. Почему у Ридли Скотта получился вульгарный и, возможно, женоненавистнический фильм?
Новая костюмная драма Ридли Скотта получилась очень костюмной, но не совсем драматичной. Это очень смешной, но отчаянно длинный анекдот, из которого не узнаешь ничего нового.
Сюжет второго за год фильма 84-летнего Ридли Скотта хорошо известен из газет. Молодой Маурицио Гуччи (Адам Драйвер), юноша слишком тонкокожий, чтобы делать из него дорогие сумки, ослушался воли отца (Джереми Айронс) и женился на девушке из простой семьи Патриции Реджани (Леди Гага). Наследника изгнали из семейного бизнеса, но за него заступился дядя Альдо (Аль Пачино), которому не нравился управленческий стиль брата и который разочаровался в собственном сыне Паоло (Джаред Лето). Выскочке Реджани очень понравилось хозяйничать в доме Gucci, и когда отношения с Маурицио разладились, она заказала его убийство.
События разворачиваются между 1970 и 1995 годами. Звучат золотые хиты, демонстрируются немыслимой красоты наряды, кипит сладкая жизнь, герои перемещаются между виллами в Италии, пентхаусами в Америке и шале в Швейцарии. Параллельно разыгрывается трагедия в духе “Паразитов”, в которой эффективные менеджеры грабят дворянское гнездо. Как известно, в компании Gucci сегодня нет ни одного представителя рода Гуччи, так что фильм — эдакая хроника падения дома ящеров. Здесь не жалко никого и жалко всех сразу. Ридли Скотт, уже разбиравшийся с капитализмом вообще и с мутациями семейного бизнеса в частности в “Гангстере” и “Всех деньгах мира”, в этот раз избирает новую тактику. Вместо того чтобы снять эпос или трагедию, режиссер, которого последние полвека трудно было заподозрить в чувстве юмора (хотя оно в некоторых количествах обнаруживалось у него на планете Марс), вдруг решает смеяться.
Поэтому выдающиеся актеры здесь разыгрывают уличное представление итальянского театра. У Джареда Лето чудовищный грим, у Джереми Айронса карикатурные усики из “Семейки Аддамс”, а у Адама Драйвера нелепейшие очки. Для фильма непонятно зачем придуман чудовищный итальяно-английский говор — так что перед нами редкий случай, когда авторское кино в России лучше смотреть в дубляже, а не с субтитрами. Острый юмор, как известно по сериалу “Наследники”, вовсе не помеха высоким трагедиям, но “Дом Gucci” предпочитает быть анекдотичным все 153 минуты. И здесь действительно есть над чем смеяться — причем в самом хорошем смысле. Это все еще легкий, страстный и внятный фильм, про режиссера которого никогда не подумаешь, что ему 84 года и он только что вернулся из изматывающего крестового похода (“Последней дуэли”).
Проблема в том, что “Дом Gucci” пытается быть не только богатой сатирой на мир моды (которую мог бы снять не только Райан Мерфи, но и Александр Гудков), но и монументальным архитектурным сооружением вроде “Крестного отца”. Со своим консильери Томом (прекрасный актер Джек Хьюстон из “Подпольной империи”), со своим слабовольным Фредо (огорчающий Джаред Лето) и с по-прежнему намагниченным Аль Пачино.