Можно ли заработать на инвестициях в салат, овсяное молоко и пиццу из цветной капусты
Тренд на правильное питание, а вместе с ним популярность органических и экологичных продуктов, продолжают набирать обороты — особенно среди миллениалов и зумеров. Исследования показывают, что представители молодого поколения готовы тратить деньги на более здоровую еду. Это стремление распространяется иногда и на их инвестиционные стратегии — чем пользуются выходящие на рынок акций производители здорового питания. Разбираемся, действительно ли компании, производящие салаты, овсяное молоко и безглютеновые вафли — это хорошее вложение
Салаты и IPO для миллениалов
В ноябре американская сеть ресторанов здорового питания Sweetgreen провела IPO и в первый же день выросла на 80% при оценке компании в $3 млрд. Инвесторов не остановили критические статьи, выходившие накануне размещения, в которых эксперты отмечали, что компания убыточна, а ее утверждения о том, что она получает прибыль, не соответствуют действительности. В профилях Forbes, Inc. и Eater в 2018-м и 2019 году Sweetgreen была отмечена как прибыльная. В своей заявке на IPO Sweetgreen говорила об убытках в размере $31 млн в 2018 году и $68 млн в 2019 году. Представители компании сообщали NY Times, что выручка за 2019 год «превысила $300 млн», хотя на самом деле она составляла $274 млн.
Дэвид Трейнер из американского Forbes в заметке под названием «Здоровые продукты и нездоровое IPO» писал, что не считает Sweetgreen привлекательным вложением — оценка в $24 за акцию предполагает, что выручка компании будет в ближайшие годы расти в восемь раз быстрее, чем она росла в 2020 году. А учитывая острую конкуренцию, особенно в условиях пандемии, когда «здоровые» рестораны растеряли свою основную аудиторию — работающих миллениалов, привыкших заказывать правильное питание в офисы, — справедливой ценой за акцию он назвал $0. Сейчас стоимость акций Sweetgreen снизилась — но это все еще не 0, и это все еще выше цены размещения — по состоянию на 2 декабря цена одной акции составляет $32,66.
Уже после IPO Sweetgreen, аналитики Bloomberg отмечали, что компании в ближайшие годы придется столкнуться с серьезными проблемами в виде нехватки рабочей силы и падения спроса. Также, они предостерегали от покупки акций инвесторов, которых беспокоит отсутствие прибыли у компании — хотя в целом такая ситуация для компании, размещающей акции, не уникальна, но то, что она существует 2007 года, и до сих пор не вышла в прибыль, может вызвать вопросы.
Чем же руководствовались люди, которые поспешили купить акции Sweetgreen? С одной стороны, хотя компания и убыточна, последние финансовые результаты указывают на то, что бизнес растет: 12-месячная выручка выросла на 50% — до $240 млн по состоянию на 30 сентября, а маржа на уровне ресторанов увеличилась до 12%. Sweetgreen позиционирует себя как «самая быстрорастущая ресторанная компания в США». Сеть, основанная тремя выпускниками Джорджтауна, состоит из 140 ресторанов в 13 штатах. Главное блюдо ресторанов — салаты: продукт полюбился в деловых районах с высокой плотностью населения, особенно в тех, где расположены технологические и финансовые компании. У Sweetgreen в целом привлекательный для молодой городской аудитории имидж, а в этом году лицом компании стала звезда мирового тенниса Наоми Осака, что прибавило производителям салата поклонников среди адептов ЗОЖ.
Основатели компании — Натаниэль Ру, Джонатан Неман и Николас Джаммет — дети иммигрантов-предпринимателей, которые познакомились в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Создавали друзья Sweetgreen для себя, но потом открыли точки по всей стране. Для развития ресторана партнеры привлекли стартовый капитал: каждый взял по $10 000 от родителей и $300 000 собрали среди друзей и наработанных деловых контактов. Ссуду в $50 000 получили от Центра экономического развития Латинской Америки. Конкурировать с другими кафе партнерам помог и опыт Джаммета: его родители владели и управляли французским рестораном La Caravelle в Нью-Йорке. Основатели и сейчас работают в одном офисе, не владеют личными автомобилями и мало пользуются социальными сетями. Несколько лет Sweetgreen даже проводила музыкальный фестиваль,