«Рассказать просто о сложном». Мила Введенская — о работе над проектом «Исследователь и художник: искусство в экспедиции»
На днях в «Зарядье» завершилась обширная программа культурно-просветительского проекта «Исследователь и художник: искусство в экспедиции», о котором уже рассказывал «Сноб». Однако уникальные экспонаты проекта доступны для просмотра на площадках РГХПУ имени Строганова и Дарвиновского музея. Проектированием всех выставочных пространств проекта занималась известный музейный экспозиционер, художник и дизайнер, автор более трехсот выставок Мила Введенская. Она рассказала о специфике работы, особенностях выставочных пространств и профессиональных секретах.
Деятельность художника-экспозиционера сродни работе театрального режиссера. Мы преображаем пространство и размещаем экспонаты так, чтобы создать особую атмосферу и рассказать зрителю историю. Художественное проектирование учитывает множество факторов: оптимальный угол обзора, цветовые и световые решения, взаимодействие предметов между собой, количество экспонатов, одновременно попадающих в поле зрения, и так далее. Экспозиция должна удерживать внимание зрителя, не утомляя его. Это нелегкая задача.
При создании ретроспективной экспозиции в верхних палатах Старого Английского двора XVI–XVII веков в «Зарядье» приходилось учитывать архитектурные нюансы того времени: низкие сводчатые потолки, узкие дверные проемы, небольшие окна и, как следствие, недостаточную освещенность.
В «красном углу» мы разместили увеличенную реплику из царского титулярника, которую выполнила художница Алена Косульникова: портрет царя Алексея Михайловича и герб видны из разных точек выставочного зала, что очень важно для всей концепции выставки. Ведь именно при Алексее Михайловиче началось активное освоение Севера, а из Старого Английского двора стартовали первые экспедиции в Арктику.
В залах представлены не только музейные экспонаты, но и вещи из частных коллекций, например шаманские артефакты — сложные для экспонирования, иногда непонятные и неказистые с виду. Часть предметов (шкурки горностаев, лодочки, которые использовались в ритуалах) мы разместили в деревянной лавке, часть — на огромном столе, который является частью исторического интерьера. Вместо стеклянных колпаков стандартной формы, под которыми обычно размещают экспонаты для защиты от внешнего воздействия, мы использовали стеклянные ларцы, похожие на те, что брали в путешествия купцы и исследователи. Они изготовлены по технологии «Тиффани», используемой при создании витражей: каждый кусочек стекла оборачивается по периметру клейкой медной фольгой, затем кусочки спаиваются между собой. В отличие от свинцового профиля, фольга позволяет соединять