Это важнее IQ
Мы привыкли измерять «уровень ума» коэффициентом IQ. Кажется, что это некий гарант успешности человека. Но последние исследования показывают, что есть кое-что весомее! Все больше ученые и психологи говорят об эмоциональном интеллекте. Что это такое и как его измерить? Попробуем разобраться в этом вместе с психологом Верой Гуляевой.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека распознавать эмоции, понимать желания, намерения и мотивы – как собственные, так и чужие. Кроме того, под ЭИ также понимается способность управлять этими эмоциями в целях решения различных практических задач. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает большими возможностями для того, чтобы влиять на окружающих и защищать себя от действий злоумышленников. Израильско-американский психолог Даниел Канеман выявил, что люди даже склонны заключать не слишком выгодные сделки, если их предлагает симпатичный, приятный человек. Так, например, продавец с развитым ЭИ способен убедить людей взять какой-либо товар даже в том случае, если они не собирались его покупать.
Очень важно отличать эмоциональный интеллект от манипулирования. Не надо применять эти знания, чтобы управлять своими близкими. Не стоит использовать их, чтобы склонить безобидного, неуверенного в себе человека к решению, которое негативно отразится на нем.
Значимость ЭИ
Наибольшую известность теории ЭИ принес Дэниел Гоулман, американский писатель, психолог и научный журналист. В своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» он выделил пять главных составляющих ЭИ, которые показывают его значимость:
- самосознание – умение оценивать свои способности, понимать эмоции и на основании этого делать выбор, принимать решения;
- саморегуляция – умение брать свои эмоции под контроль и не позволять им мешать выполняемой работе; способность пожертвовать минутным удовольствием ради намеченной ранее цели, умение быстро приходить в себя после стрессов и напряжения;
- мотивация – способность вооружаться глубинными склонностями и интересами для решения поставленной задачи, проявлять инициативность, а также не опускать руки после неудач и провалов; эмпатия – умение сопереживать окружающим людям, понимать, что они чувствуют, ставить себя на их место, в их положение;
- социальные навыки – способность распознавать эмоции при общении с окружающими и пользоваться этим умением с целью убеждения, сглаживания конфликтов, организации работы в команде.