Женщины уходят первыми
Они далеки от традиционного образа «хранительницы очага», покорной, терпеливой, на все готовой ради сохранения семьи. Почему современные россиянки больше ценят себя, чем их матери и бабушки?
Кажется, их долготерпение закончилось. А ведь им внушали, что нет для женщины ничего важнее, чем брак и материнство, что семью надо сохранять любой ценой, что быть «разведенкой» стыдно. Их учили разным дамским премудростям: как женить на себе мужчину и как потом его удержать, объясняли, что мужчина – голова, а женщина – шея, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок, что мужчина добытчик, а женщина – хранительница очага. Но все больше женщин, которые ждут от партнера чего-то большего: любви, уважения, понимания. И если этого в отношениях нет, готовы из них уйти. Статистика свидетельствует: в 57% случаев именно женщины становятся инициаторами развода1. Как же так? Ведь традиционно считается, что женщины консервативны по своей природе, в отличие от новаторов-мужчин?
Так кто из нас консерватор?
На наших глазах представления о мужской и женской роли, о семье претерпевают ломку. Это процесс глобальный – во всем западном мире мы наблюдаем кризис одновременно и гендерной, и семейной системы, отмечает клиент-центрированный психотерапевт Александр Орлов: «В этом хаосе мужская позиция, на мой взгляд, более консервативна, она в большей степени центростремительная и охранительная, а женская более прогрессивна и по своей траектории, скорее, центробежная».
Может быть, мужчины более моральны? Нет, мораль тут ни при чем, считает Александр Орлов, все дело в противоречивых условиях, в которых существуют мужчины и женщины. При всех вроде бы кардинальных изменениях общество остается патриархальным, сексистским: «В конечном счете общество в целом – даже в таких странах, как США, Голландия, – продолжает оставаться на стороне мужчины. Сохраняются гендерное неравенство, «стеклянные потолки» и общее ущемление прав женщин, которые в этой системе – слабое звено».
Но при таком патриархальном раскладе оказывается, что мужчине выгоднее сохранять семью, а женщине – выйти из нее. «Для мужчины пребывание в традиционной семье связано в основном с выигрышами, от экономических до психологических, – подчеркивает Александр Орлов. – А выход чреват реальными потерями. Существует же стереотип, что «настоящий мужчина» уходит, не забрав ничего. Речь и о собственности, и о детях. Для женщины, наоборот, пребывание в семье связано в основном с потерями, перенапряжением, лишениями (домашнее «рабство», униженность, измены мужа…). А выходя из семьи, она получает бонусы. Даже если при разводе жилье приходится делить, у нее появляется возможность распоряжаться своей частью по собственному усмотрению».
Они встали на ноги
«В какой-то момент я устала слышать от мужа его любимый рефрен: «Не грузи меня!» – вспоминает 35-летняя Таисия. – Ему было не до меня, не до ребенка. «Я даю деньги – оставь меня в покое!» Постепенно мы стали чужими, наши жизни шли параллельно. И я решила, что нет смысла оставаться вместе. Я вполне успешный юрист, уж как-нибудь проживу и дочь подниму».
Невооруженным глазом видно, как меняются экономические основы семьи, по крайней мере в крупных городах. Хотя в России женщины массово работают еще со времен революции 1917 года, но за последние десятилетия заметно растет число тех, кто делает карьеру и зарабатывает наравне с мужьями, а то и больше. И значит, статус «в браке» перестает быть условием выживания. «А раз так, то смысл брака меняется, – считает гештальт-терапевт Елена Павлюченко. – Теперь он должен быть условием улучшения качества жизни, в том числе и психологического. Соответственно, у женщины меняются требования к партнеру: она ждет, что он обеспечит ей поддержку, душевный комфорт, а не просто принесет деньги и починит что-то в доме – для этого есть разнообразные сервисы. На первый план для нее выходят человеческие качества спутника». Но российские мужчины пока не очень готовы ответить на эти ожидания, полагает гештальт-терапевт. И это тоже может подталкивать женщин к разрыву.