Осенний марафон
Начинается учебный год. Дети снова волнуются из-за контрольных и оценок, из-за отношений с педагогом и одноклассниками. А мы, родители, волнуемся за своих детей. Что можно сделать, чтобы отпускать ребенка в школу с легким сердцем? 7 рекомендаций, которые дают врачи, психологи и учителя.
1Выяснить, что в школе хорошего
Анна Тихомирова, руководитель психологической службы «Хорошколы»:
Мы всегда собираем детей в школу с неясными предчувствиями, волнениями и большими ожиданиями от дочери или сына. А чего мы сами хотим от процесса обучения? Отличных оценок? Знаний на всю жизнь? Чтобы дети потом поступили в выбранный вуз? Чтобы им было в школе уютно? Чтобы там они нашли верных друзей? Вариантов много, обдумайте их. Определенность уменьшит и вашу тревогу, и тревогу ребенка. Поговорите с ним о том, в чем смысл учебы. Даже если человек идет только в первый класс – уже можно это обсуждать, а с подростком просто необходимо. Какие конкретные результаты вы хотели бы получить в этом учебном году? Подумайте вместе с дочерью или сыном: вы о своих целях, а он или она – о своих. Ставьте интересные, но выполнимые задачи: заговорить на английском, научиться плавать, подготовить интересный доклад... Поделитесь ими друг с другом, выпишите на листочки, повесьте на видное место. Обсудите, как будете понимать, что двигаетесь в сторону намеченных целей. По оценкам? По каким-то достижениям? Договоритесь о регулярных разговорах на эту тему. Ведь нам с вами важно, чтобы учеба ребенка была осмысленной. Чтобы он брал на себя ответственность за обучение, а не ходил в школу только потому, что этого хотят родители и учителя.
2Запомнить радостные события
Михаил Черкасов, создатель детского клуба путешествий «Желтая лодка», преподаватель детской школы искусств «Старт»:
Наверняка у вашего ребенка были яркие, интересные, незабываемые каникулы. Он гостил у бабушки, ездил с друзьями на дачу, летал с вами к морю, провел смену в детском лагере. Любое путешествие – это новый опыт, то, чем можно поделиться с друзьями, а не только описать в сочинении «Как я провел лето». Эти воспоминания важно сохранить. Можно сделать дневнички путешествий. Мои дети вклеивают в скетчбук фотографии, билеты из Лувра, засушенную бабочку, веточку оливы или рисунки из средневекового замка. Перед каждой поездкой я распечатываю картинки мест, которые мы планируем посетить, а дети делают под ними небольшие записи. Их потом так интересно перечитывать и пересматривать! А еще можно сделать «доску достижений». У меня в кабинете висит пробковая доска, на которой я вывешиваю произведения дочери, ее грамоты и дипломы. И мы каждый год делаем маленькую выставку по итогам лета. Рисунки, записки, пара-тройка камушков и ракушек с моря, которые она собрала на пляже... Эти воспоминания будут согревать ее весь учебный год.
3Говорить об интересном
Марина Новикова-Грунд, психолингвист, декан факультета психологии Московского международного университета: