«Подушка безопасности — это не про малый бизнес»: почему небольшие проекты переносят пандемию тяжелее всех
Запасом прочности, необходимым, чтобы вынести нанесенный коронавирусом урон, обладают только крупные компании. Большинство энтузиастов, которые создают немассовый продукт, уйдут с рынка. Избежать этого можно только благодаря решительным действиям властей, считает экс-телеведущий и предприниматель Михаил Кожухов
Михаил Кожухов — известный телеведущий и владелец турагентства «Клуб путешествий Михаила Кожухова». Он начинал карьеру корреспондентом «Комсомольской правды» и «Известий», освещал войну в Афганистане и работал в странах Латинской Америки. В течение 15 лет снимал программы о путешествиях для «Первого канала», «России», «ТВ-3» и др. В 2013 году ушел из журналистики, чтобы основать собственный «Клуб путешествий». Сейчас «Клуб» проводит порядка 130 авторских туров в год, сотрудничая с десятками артистов, журналистов и музыкантов, которые выступают в роли проводников в путешествиях. В колонке для Forbes Кожухов рассуждает о том, почему нынешний кризис может лишить рынок авторских штучных проектов и какие меры помогут этого избежать.
«Исчезнут, как будто и не было»
«Клуб путешествий Михаила Кожухова» я основал в 2013 году. Сейчас он делает по сотне авторских путешествий в год в компании известных личностей, которых мы называем «душами компании». Мы устраиваем групповые поездки с известными людьми по маршрутам, которые сложно повторить самоорганизованному туристу: встретить Рождество в Нью-Йорке вместе со Славой Полуниным и его труппой, пройтись по местам Бродского в Венеции с карикатуристом Андреем Бильжо, попасть на закрытый квартирник Нино Катамадзе в Тбилиси или почитать Цветаеву в Париже с Чулпан Хаматовой. «Души» не просто появляются перед аудиторией с мастер-классом на часок-другой, а вместе с разработчиками маршрутов сначала составляют программу, а потом едут с незнакомыми людьми за тридевять земель, где делятся знаниями музыки или истории, литературы или кулинарии, мыслями и эмоциями.
Нам потребовалось семь лет, чтобы выстроить полное понимание продукта и достичь результатов, которые позволили спрогнозировать 200 млн рублей выручки за 2020 год. Но нынешний кризис свел всю многолетнюю работу на нет — почти 20 путешествий уже отменены, еще столько же под угрозой. При благоприятном сценарии.
Сейчас никто не сможет оценить, сколько компаний, занимающихся авторским туризмом, останется на рынке после пандемии. Разве что ограничиться прогнозом «очень мало»? Хотя бы потому, что авторские путешествия никогда не станут колоссальным бизнесом: людей, готовых поехать в отпуск и располагающих для этого средствами, у нас до обидного мало. И мечтает большинство из них не о дорожно-познавательных приключениях, а о том, чтобы упасть камушком на песок и лежать в тепле под шум прибоя. Кто их за это посмеет осудить — при таких-то климате и зарплате?
Авторские путешествия составляют настолько ничтожную часть от всей отрасли, что ни Ростуризм, ни Ассоциация туроператоров России, ни Российский союз туриндустрии даже не берутся подсчитать, какой мы занимаем объем рынка. Кроме того, компании и гиды, работающие «вольными стрелками» через странички в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), едва ли станут заявлять о себе в регулирующие органы. Исчезнут, как будто и не было.