Дом, в котором я живу
Нам нравится, когда там, где мы живем, уютно и чисто. И вряд ли мы взялись бы крушить все в своем жилище из-за того, что оно не дворец. Но почему-то к телу, в котором обитает наша личность, мы иногда относимся очень странно…
Давайте вспомним о людях полноватых, имеющих физические недостатки или просто обделенных красотой. Такие знакомые наверняка есть у всех. И среди них почти наверняка есть такие, завидовать которым можно с куда большим основанием, чем писаным красавцам. Потому что они веселы, довольны жизнью, своими близкими и самими собой. Как им это удается? Очень просто – они живут в собственных телах. Не смотрят со стороны, а именно живут, как в домах – может, и не самых величественных, но исключительно удобных.
«Тело – это дом, в котором мы живем, – говорит психолог Мэри Вуд (Mary Wood). – И красивый, удобный дом необходим всем. Но это не значит, что нужно каждый день гоняться за интерьерами из глянцевых журналов». К этой мысли определенно стоит прислушаться. Да, некоторым повезло родиться во дворцах. Но разве мало известно историй о несчастных принцессах? Как и о счастливых простушках из скромных аккуратных домиков.
Множество женщин, внешности которых завидуют все подруги, так и не находят счастья. Они, кажется, уже не в силах остановиться в погоне за идеалом, который все равно недостижим.
Причина всех бед?
«Вместо того чтобы понять причину одиночества, скуки или недовольства жизнью, гораздо проще считать: все это потому, что я, например, толстая», – печально констатирует Мэри Вуд. Свойственное большинству женщин ощущение «я не такая» часто трансформируется в «мое тело не такое». Оно назначается ответственным за все, что в жизни идет не так, как нам хотелось бы. И начинается это, как правило, еще в детстве – с наблюдения за родителями.
«Представьте себе маленькую девочку, которая видит, как мама одевается поутру и сокрушенно вздыхает, глядя на себя в зеркало, – предлагает психотерапевт Сьюзи Орбах (Susie Orbach). – Или как мама избегает прикасаться к еде, чтобы не располнеть. Еще не научившись говорить, такая девочка уже получает урок того, как надо относиться к своему телу и его нуждам». То есть как не надо к нему относиться, конечно. Но именно эти первые уроки и оказываются для нас самыми важными.
Для будущего имеет значение не только родительский пример, но и то, как родители относятся к нашим, еще детским, телам. «Ребенок всегда чувствует, если материнский взгляд содержит оценку, – рассказывает гештальт-терапевт Марина Баскакова. – А эта оценка, к сожалению, чаще оказывается критической: у нас принято исходить из ложной идеи о том, что не нужно слишком хвалить ребенка, чтобы его не избаловать». Поэтому мы изначально скорее ищем повода поругать. Или хотя бы отметить для себя какие-то недостатки. Эту манеру мы легко усваиваем – и затем начинаем критиковать себя сами.