Стиль, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко

МонокльДизайн

«Здесь нет никакой архитектуры»: как Корбюзье и Мельников потрясли Париж

В этом году исполнилось сто лет парижской выставке декоративных и промышленных искусств, которая открыла миру двух великих модернистов: советского и французского

Дарья Сорокина

Афиша выставки

Весной 1925 года Париж стал ареной перезапуска мира — культурного, визуального, утопического. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств стала первой после Великой войны и задала язык века: ясный, материальный, геометричный. Именно там ар-деко оформился в стиль, Советская Россия заявила о себе архитектурой, а Ле Корбюзье — манифестом.

Сто лет спустя, весной 2025 года, там же, в Париже, прошла выставка «Материя и форма» (Matter and Shape), в которой дизайнеры заново перечитывали идеи 1925-го. Их интересовало то же, что и тогда: как с помощью формы ответить на вызовы времени.

Эта статья — путешествие по четырем сюжетам: рождение ар-деко, триумф советского павильона, дерзость Ле Корбюзье и возвращение ар-деко в XXI веке. Начнем с главного визуального героя той эпохи. Стиля, который не спорил с прошлым, но создавал будущее: ар-деко.

Ар-деко и парижская выставка

Когда в 1925 году в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, стиль ар-деко уже существовал — пусть и не под этим именем. Еще в 1910-х годах он формировался в интерьерах, моде, иллюстрации. Но именно выставка 1925 года стала его публичным триумфом и закрепила статус: ар-деко вышел из тени отдельных мастерских и стал мировым явлением.

Организаторы выставки поставили перед участниками задачу: «показать современность». Интересно, что около трех четвертей павильонов и экспонатов оказались выполнены именно в духе ар-деко. Значит, так участники и зрители коллективно понимали современность в ту эпоху: не как отказ от красоты ради функции, а как сплав мастерства, технологии и утонченного декоративного языка. Французские кураторы при этом не скрывали цели — продемонстрировать превосходство национального дизайна. Сам президент республики в речи на открытии говорил об этом как о «моменте славы французского декоративного искусства».

Ар-деко оказался стилем, который не скрывал своей актуальности, но и не стремился к утопиям модернизма. Его основа — симметрия, ритм, материалы индустриального века. Он не отвергал орнамент, а наоборот, использовал его с расчетом. Стекло, хром, лакированное дерево, редкие камни и металлы соединялись в компактные, четкие формы. Ар-деко не отрицал красоту — он хотел ее стандартизировать. Именно на этой выставке можно было впервые увидеть такие материалы, как перламутр, хрусталь и лаки, обработанные промышленными методами, но выглядевшие как ручная работа. Это было принципиальное соединение ремесла и индустрии.

Одной из особенностей ар-деко был его охват. Это был не только архитектурный стиль. Он жил в ювелирных украшениях и упаковке сигарет, на витринах магазинов и в росписи поездов, в плакатах, лестницах, шрифтах, столовых приборах и даже океанских лайнерах. Он проникал в самые прозаичные бытовые предметы — например, в спичечные коробки и совки, — создавая единое визуальное поле. На выставке действовали целые секторы, где французские мастерские демонстрировали все: от сервизов до мебельных гарнитуров.

Интерьер павильона коллекционера начала 20-го века — типичный пример стиля ар-деко, дизайн Жака Эмиля Рульманна

Особенно ярко это проявилось в работах французских дизайнеров, превративших выставку в настоящий парад. Среди них были имена, ставшие иконами стиля: Рене Лалик со своими матовыми флаконами и стеклянными лампами; Жак-Эмиль Рульманн — мастер благородной мебели; Жан Пату — дизайнер одежды с графичными линиями и дорогими тканями; Эдгар Брандт — кузнец ар-деко с коваными решетками и перилами; Джо Понти — итальянский архитектор и дизайнер и, конечно, Тамара де Лемпицка, чьи портреты стали символом эпохи ар-деко.

Интересно, что в отличие от модернистских направлений у ар-деко не было школы, манифеста или теоретической базы. Это был стиль без идеологов, но с огромной притягательной силой. Он возник одновременно в разных местах, без единого центра. Не было группы «Ар-деко» — но был образ, к которому стремились дизайнеры, художники, архитекторы по всему миру.

Парижская выставка 1925 года имела ошеломительные результаты в плане географии распространения стиля. Кажется, по сей день ни один другой стиль не шагнул настолько широко по планете. В США ар-деко пошел вверх: в Нью-Йорке он стал синонимом небоскреба — от Крайслер-билдинг (Chrysler Building) до Рокфеллеровского центра (Rockefeller Center). В СССР, наоборот, стиль ушел под землю — в оформление станций метро. Хотя мечталось о большем: проект Дворца Советов задумывался как «ар-декошная» конкуренция американским рекордам, но так и не был реализован. Ар-деко оказался удивительно адаптивным: он работал в «жаре» и в «холоде», в разных культурных кодах. Его можно было встретить в Шанхае, Буэнос-Айресе, Касабланке, Хельсинки. В каждой стране он принимал свою особенную форму — но суть оставалась: порядок, материал, ритм, утонченность.

В изданиях, выходивших в 1925 году — от «Иллюстрации» (L’Illustration) до «Журнала декоративных искусств» (Journal des Arts Décoratifs) — павильоны ар-деко описывались как «баланс между техникой и искусством», «идеальная синтетическая форма». Позже эти формулы стали классикой. Выставка научила: современное — это не обязательно функциональное, это может быть роскошное, утонченное и чувственное.

Может быть, именно отсутствие догмы сделало ар-деко вечным. Он не требовал веры — он просто нравился. Его формы были узнаваемыми, но гибкими. Его язык — декоративный, но точный. И сто лет спустя он продолжает жить — в зданиях, графике, фильмах, новых интерпретациях.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

…И другие официальные лица …И другие официальные лица

Некоторые из тех, кто стоял за спиной лидеров «Большой тройки»

Дилетант
Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу» Лиза Шакира: «Умение признавать свой страх очень облегчает любую работу»

Вдруг все мои достижения, все мои роли — это лишь случайность?

Коллекция. Караван историй
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Телефон до 13 лет может испортить ребенку психику на всю жизнь: тревожные результаты исследования Телефон до 13 лет может испортить ребенку психику на всю жизнь: тревожные результаты исследования

Как смартфон в детстве влияет на психику?

ТехИнсайдер
Феномен текста: человек vs ИИ Феномен текста: человек vs ИИ

Способен ли искусственный интеллект писать тексты или даже мыслить как человек?

Монокль
Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика Изучать или запрещать: почему весь мир так боится микропластика

Насколько на самом деле опасен микропластик и нужно ли с ним бороться

Forbes
Один снимок, миллион проблем: почему не стоит публиковать фото посадочного талона в социальных сетях Один снимок, миллион проблем: почему не стоит публиковать фото посадочного талона в социальных сетях

Чем рискуют те, кто решился на традиционное фото с посадочным талоном?

ТехИнсайдер
Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах Свой парень: Харрисон Форд, единый во многих лицах

Герои, на которых хочется быть похожим: вспоминаем главные роли Харрисона Форда

Правила жизни
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака

Как упорство и вера в науку помогли Гертруде Элайон изменить медицину?

Forbes
Киану Ривз. От печали до радости Киану Ривз. От печали до радости

Сегодня 60-летний Киану Ривз открыто признается: «Я наконец-то счастлив!»

Караван историй
Добро пожаловать на борт! Добро пожаловать на борт!

О чем нужно помнить, собираясь в аэропорт

Лиза
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес Китайские церемонии и арабская дипломатия. Как незнание культуры другой страны может разрушить бизнес

Как не оказаться на грани банкротства из-за культурных различий и стереотипов

Inc.
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться? Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться?

Какие напитки лучше пить в самолете?

ТехИнсайдер
«Геттоссори-мамы»: как шутка из социальных сетей изменила образ хорошей матери «Геттоссори-мамы»: как шутка из социальных сетей изменила образ хорошей матери

Как женщины заново определяют, что значит быть «достаточно хорошей мамой»

Forbes
Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога Палеобиологи прочитали протеом жившего больше 20 миллионов лет назад носорога

Ученые выделили фрагменты древних белков из зубной эмали миоценового носорога

N+1
Сусанна Георгиевская Сусанна Георгиевская

Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и тяжелой судьбы

Дилетант
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
Боевые слоны Боевые слоны

Почему боевые слоны считались идеальным оружием древности?

Дилетант
Диета при менопаузе Диета при менопаузе

Рацион, который уменьшит неприятные симптомы менопаузы

Лиза
Жук-лягушка, не знающий вывихов Жук-лягушка, не знающий вывихов

Как работает механизм блокировки вывиха у жуков-лягушек Sagra femorata

Наука и жизнь
Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне Физики объяснили радиальные полосы вокруг посадочных модулей на Луне

Почему узоры от спускаемых На Луну космических аппаратов практически идентичны?

N+1
«История богатства на Западе. Как боги среди людей» «История богатства на Западе. Как боги среди людей»

Как технические инновации приводили к богатству и высокому статусу

N+1
В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной В центре нашей Галактики обнаружены загадочные обьекты. Они могут раскрыть главную тайну Вселенной

Новый способ пролить свет на загадку темной материи

Inc.
Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество» Сати Казанова: «Самое важное для меня – моя семья и творчество»

Сати Казанова – о том, чем итальянский муж может раздражать кабардинскую жену

Здоровье
Открыть в приложении