Приземлить большого человека. Можем ли мы остановить порывы властителей к великим переустройствам
Мы отвыкли от чувства, когда большая история начинает происходить на наших глазах и непосредственно с нами, но, может быть, стоит попробовать уменьшить ее под удобные нам размеры — так историю можно будет держать в руках, не поручая этого небожителям
Начну, разнообразия ради, с одного старинного анекдота в восточном вкусе. Однажды некий самурай, прилично выпив, переправлялся на лодке через озеро Бива. Ему хотелось разговаривать, и, более того, ему хотелось хвастаться (кто выпивал — поймет, а трезвенникам все равно не объяснишь). Самурай стал рассказывать, что он — величайший мастер меча во всей Японии, а в собеседники себе выбрал невзрачного человека лет пятидесяти, тоже из воинского сословия.
На беду самурая — а так ведь оно всегда и бывает в притчах — невзрачным человеком оказался Бокудэн, действительно величайший мастер меча во всей Японии. Кое в чем, впрочем, самураю повезло: к тому времени Бокудэну убивать людей ради славы наскучило. Он просто не обращал внимания на назойливого попутчика. Тот начал кипятиться, толкаться, кричать — в общем, вести себя по японским понятиям совершенно неприлично. И в конце концов предложил выяснить отношения на дуэли, как и подобает воинам.
— Я не могу с тобой драться, — сказал Бокудэн. — У нас разные школы фехтования.
— Какой ты школы? — не унимался пьяный самурай.
— Моя школа называется «школой победы без меча», — ответил великий воин.
— Чушь! — возмутился пьяница и, увидев крохотный островок, практически кочку, приказал, чтобы лодочник к ней причалил. Выскочил, встал в боевую стойку и потребовал, чтобы вздорный старик вышел на бой.
А Бокудэн взял у лодочника шест, оттолкнулся от кочки и повел лодку дальше.
— Вот так я и побеждаю без меча, — пояснил он.
Смысл вроде бы прозрачен, как вода в озере Бива (хотя кто знает, насколько она там прозрачна, не бывал я на озере Бива, да, видно, и не побываю уже). Но давайте попробуем глянуть на эту сказку глазами пьяного самурая.