Привычный конфликт поколений в непривычных обстоятельствах: рецензия на фильм «Снегирь»
Сегодня в российский прокат выходит «Снегирь» Бориса Хлебникова — фильм-катастрофа, который держит зрителя в напряжении до последней секунды. Зрелищные, захватывающие повороты сюжета помогают увидеть психологическую драму. О чем она? Разбираемся вместе с режиссером.
Два студента мореходного училища, Макс и Никитос (Олег Савостюк и Макар Хлебников), приходят стажерами на рыболовецкий траулер «Снегирь». Ржавое судно, морально устаревшее, как и его команда, выходит в рейс.
Молодые «асисяи», как их называют старшие, — обуза для боцмана, капитана и всего мужского коллектива «Снегиря». Но делать нечего — приходится их принять и чему-то обучить. Ответственным назначен Гена (Александр Робак), отец двух дочерей подросткового возраста. Только вот он не понимает даже собственных детей и с помощью парней пытается выяснить, что надо этому поколению, далекому от всего, чем живет Гена и его окружение.
Молодые выглядят неприспособленными к труду и «безрукими», старшие — опытными в своей профессии, но окостеневшими и неспособными к рефлексии. В то время как один из стажеров подстраивается под суровый мужской коллектив, второй не вписывается в него — и становится объектом травли, дедовщины. Но этому посвящена лишь первая половина фильма. Дальше будет самая зрелищная часть драмы: ужасающий десятибалльный шторм и безбашенный героизм. Оторваться невозможно, мы смотрим глубоко психологический блокбастер.
Отцы и дети
Перед нами — конфликт отцов и детей, классическая ситуация, обостренная чрезвычайными обстоятельствами. Старшие — «заржавевшие» душой, живущие в рамках привычной жизни и работы (в которую хоть какое-то живое начало вносит, например, шторм), равнодушно или с раздражением смотрят на «неприспособленных» к жизни молодых. Они давно приняли эту жизнь такой, какая она есть. Молодым же действительно не хватает опыта, зато они способны посмотреть критически и на быт судна, и на привычки его обитателей.
Для понимания конфликта важно учесть следующее: в фильме сталкиваются два разных поколения: «перестроечники» и «зумеры». Кто это?
Теория поколений
Популярная сегодня теория выделяет следующие поколения:
- «бэби-бумеры», родившиеся после войны примерно в 1946–1964 годах,
- «поколение Х» — на территории бывшего СССР они же зовутся «перестроечниками», 1965–1980 годов рождения,
- «поколение Y» — «миллениалы», 1981–1996 годов рождения,
- «поколение Z» — «зумеры», 1997–2012 годов рождения.
Что формирует у представителей одного поколения такую общность, с близкими особенностями поведения и мироощущения? Австрийский социолог Карл Мангейм считал, что это пережитые в период взросления значимые социальные, политические и экономические события. Именно это будет влиять на людей, родившихся и формировавшихся примерно в одно и то же время.