Поощрялись ли в старину неравные браки?
В Повести временных лет упоминалось, что в славянских племенах вятичей, радимичей и северян у мужчин было по две-три жены.
Киевский князь Владимир Святославич, согласно той же летописи, до принятия христианства «был побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда… от нее имел он четырех сыновей и двух дочерей, от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове». Естественно, его многочисленные жены были самого разного возраста. Славяне-язычники не видели ничего дурного и в браке с иноземками любой веры, часто невест попросту крали.
С укреплением государственной и церковной власти, при растущем социальном неравенстве нормой стало жениться на девушках своего сословия, своей веры и своего возраста. Выбирали одну жену на всю жизнь: «Худой поп свенчает, и хорошему не развенчать». Браки стали делить на равные — «правильные» с точки зрения общества — и неравные. «Равные обычаи — крепкая любовь», «Одна думка, одно и сердце», гласили русские пословицы.
Церковь разрешала венчать девушек с 12–13 лет, а юношей — с 14–15 лет.
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Александр Пушкин, «Евгений Онегин»
Крестьяне часто женили раньше срока именно мальчиков. Семья жениха старалась как можно скорее заполучить в дом сильную выносливую работницу.
Подходящими на роль «рабочих лошадок» считались взрослые девушки. Иногда на такой брак соглашались старые девы, не имевшие другого шанса выйти замуж. Крепостных женили помещики, которые часто не принимали во внимание возраст молодых.
Обычай неравных браков, в которых жена была старше, существовал в XVIII веке на Севере практически повсеместно. М.В. Ломоносов, осуждая его, говорил, что «малолетних женят на взрослых девках, которые могли бы по летам быть матерями своих мужей». По собранным А.Я. Ефименко письменным данным 1745 и 1765 годов, в нижнедвинских волостях на 100 браков приходилось от 1/2 до 1/3 «равных» (муж старше жены на 1–5 лет); остальную часть составляли неравные браки, в большинстве которых жены были намного старше мужей. Такое