Прийти в сознание. Научные споры об устройстве мозга и свободе воли
Исследователи много веков спорят о том, как устроено человеческое сознание. Что такое человеческое «я», где находится это самое сознание и как оно регулируется? 25 лет назад философ и нейроученый заключили пари: они поспорили, разберется ли наука к 2023 году в том, как устроено сознание. «Сноб» рассказывает, к какому выводу пришли ученые за эти годы и при чем тут свобода воли.
Сознание — это субъективные переживания человека, вызванные образами, звуками, запахами, ощущениями, внешними и внутренними событиями. Оно позволяет дать оценку происходящим событиям и определить их значение, объясняет наше понимание человеческого «я» и придает жизни вкус, а возможно, и смысл. С другой стороны, сознание — это неуловимый мыслительный процесс, который многие века не удавалось описать исследователям. Никто не мог понять, откуда оно берется и где скрывается или образуется. А вопрос этот совсем не праздный — например, для десятков тысяч пациентов, оказавшихся в сознании и ощущавших боль во время операций под наркозом, для людей с повреждениями мозга или для 10–20% тех, кто скован параличом, не может реагировать на внешние раздражители, но имеет признаки мыслительных процессов.
Пари на четверть века и ящик вина
В 1998 году, на второй ежегодной конференции Ассоциации научных исследований сознания (Association for the Scientific Study of Consciousness, или ASSC) нейроученый Кристоф Кох поспорил с философом Дэвидом Чалмерсом на бутылку мадеры 1978 года, к которой прилагались еще пять бутылок хорошего красного вина.
Предлагая пари, Кристоф Кох (сегодня — заслуженный исследователь Алленовского института наук о мозге в Сиэттле) был окрылен идеей развития новых технологий и убежден, что в ближайшие 25 лет ученые разберутся, как функционирует сознание на уровне мозга и нейронов. В конце ХХ века в лабораториях стали появляться аппараты функциональной магнитно-резонансной томографии, позволявшие увидеть мельчайшие изменения кровоснабжения мозга и оценить его активность. Настоящим чудом казалась оптогенетика, благодаря которой можно индивидуально стимулировать отдельные группы нервных клеток. «Меня захватили эти методы. Я думал: [расшифровать природу сознания] через 25 лет? — Не проблема», — признался Кох.
Его оппонент Дэвид Чалмерс, ныне директор Центра изучения мышления, мозга и сознания (Center for Mind, Brain and Consciousness) в Университете Нью-Йорка, с самого начала не верил, что за какую-то четверть века удастся выбрать одну главенствующую теорию, непротиворечиво и полно описывающую работу человеческого сознания.
Чтобы разрешить спор, было решено провести серию «состязательных» экспериментов и проверить таким образом гипотезы об устройстве сознания.
Трудная проблема сознания
Суть экспериментов заключалась в том, чтобы разными методами получить и сравнить показатели активности различных областей мозга. Конечная цель этих исследований, проведенных шестью независимыми лабораториями, — подтвердить или опровергнуть теории о работе человеческого сознания. Среди их многообразия можно выделить две наиболее жизнеспособные: теорию интегрированной информации (IIT) и теорию глобального рабочего пространства (GNWT).