Романтизация OceanGate «вызывала тошноту» у части экспертов, но приводила в восторг клиентов — и они забывали о рисках
Воспоминания экспертов, пилота и пассажиров о сооснователе компании Стоктоне Раше и «Титане», который потерпел крушение в июне 2023 года, — в пересказе The New York Times.
В литературе и кинематографе множество сюжетов, в которых учёный-первопроходец — и безумец в глазах других — рассказывает миру о своей гениальной идее, но оценить её лично предлагает лишь избранным.
Именно таким казался Стоктон Раш — сооснователь OceanGate, чей батискаф затонул вместе с предпринимателем возле «Титаника». Он хотел запомниться как новатор и бунтарь, который не боится нарушать правила, и считал себя скорее учёным, чем продажником, но большую часть времени уделял маркетингу — иначе места в его подлодке не продавались бы.
Раш искал лояльных и восторженных клиентов, чтобы те создавали вокруг компании шумиху, — и у него получалось. Богатым туристам и любознательным исследователям нравилась философия OceanGate, которая позиционировала себя как «SpaceX от мира океана».
Как и у космических стартапов, у неё был командный центр, капитаны миссий и руководители операций. До погружения шёл отсчёт, как при запуске ракет, а всем пассажирам выдавали фирменные рубашки и куртки с нашивками — именем, флагом их родной страны, а также названием исследовательской команды — Titanic Survey Exploration Crew. Компания даже требовала называть их не туристами и клиентами, а «специалистами миссии».
Вот только прерванных погружений у «SpaceX от мира океана» было больше, чем успешных, пишет NYT.
Эксперты «умоляли» Раша свернуть работу, но тот не слушал
Романтизация Раша и его бизнеса «вызывала тошноту» у части экспертов в области морских экспедиций и строительства подводных аппаратов. Они критиковали:
- Цилиндрическую форму батискафа вместо сферической.