Объекты масс-культуры: почему растет количество частных театров
Ежегодно театральные вузы в России выпускают 1300 дипломированных актеров, по данным Минкульта, 18% из них не трудоустраиваются по специальности. На Всероссийской актерской бирже количество размещенных резюме в семь раз превышает число вакансий. Не найдя места на действующих сценах, актеры объединяются в коллективы и создают собственные частные театры, число которых за последние пять лет выросло в десятки раз. Как они живут и за счет чего развиваются — в материале Forbes
«За последние годы число частных театров в Москве выросло примерно в три раза, — рассказывает продюсер Александр Баринов, руководитель собственного театра «Вертикаль». — Давайте возьмем такие критерии: регулярность представлений и наличие постоянного, периодически пополняемого премьерами репертуара. Отвечающих таковым пять лет назад я бы назвал 15–20, а сейчас уже 50–70. Если бы не пандемия и последние события, это число выросло бы еще больше».
В реестре частных театров, который с 2020 года ведет Союз театральных деятелей (СТД) России, сейчас 320 записей. Из них 99 — московские коллективы. В апреле 2022-го министр культуры Ольга Любимова рассказывала, что в год в стране 1300 человек получают актерские дипломы, по специальности из них трудоустраиваются только 18%. «Статистика достаточно жесткая», — считает министр. Идею создания Всероссийской актерской биржи она назвала «невероятно красивой». Биржа по трудоустройству актеров заработала весной 2021 года, сейчас там размещено 25 вакансий и 177 профилей актеров.
Сам себе театр
Основатель театра «Событие» Вадим Чибисов вырос в Ямало-Ненецком автономном округе, в поселке Тарко-Сале. Окончил Коми государственный пединститут в Сыктывкаре по специальности «учитель информатики и технологии». Место учебы, как сам вспоминает, выбрали родители по принципу «куда-нибудь, лишь бы в армию не попасть».
При этом в КВН или иной студенческой самодеятельности, как многие будущие актеры, Чибисов не участвовал. «Меня больше тянуло к видеопроизводству, — вспоминает он. — Еще в школе папа подарил мне видеокамеру. Нравилось снимать, монтировать клипы». А потому, закончив в 2005 году педагогический, сразу же поступил на режиссерский в московский Университет Натальи Нестеровой. «До 23 лет я в театре вообще никогда не был, — признается Вадим Чибисов. — Впервые попал в 2005 году на «Тартюф» Любимова в театре на Таганке». И хотя обучение в Нестеровке шло по программе второго высшего, оно затянулось на пять лет: окончив режиссерский курс, Чибисов продолжил на актерском. «Не люблю называть себя худруком, директором, хотя, конечно же, я и числюсь, и выполняю обязанности директора. Мне больше нравится: создатель, основатель. В шутку, конечно, — рассказывает он. — Дата создания театра «Событие» — 29 октября 2010 года. В этот день состоялся первый условно коммерческий спектакль. Примерно через четыре месяца после окончания университета».
Фактически театр сложился значительно раньше — вырос из учебных постановок. Костяк труппы составили однокурсники и выпускники параллельного курса. И первые три спектакля, сохранившиеся в репертуаре и сегодня, были поставлены еще в студенчестве. Это «Антигона», «Сиротливый запад» и «Гамлет. Хроника одной ночи».
«Оплата после спектакля, если понравилось»
«Первый раз мы тогда играли в байкерском баре, «Сиротливый запад» по стилистике вписывался в его антураж, — вспоминает Чибисов. — Дальше еще пару раз площадкой была фотостудия. А затем нам удалось договориться с Нестеровкой. Сначала играли на их учебной сцене, потом нам выделили свободную аудиторию, в которой мы оборудовали свою сцену и зал на 100 человек».
Первое время никому не известный театр играл по схеме «оплата после спектакля, если понравилось». В 2012 году зарегистрировали юрлицо и стали назначать небольшую, но фиксированную плату. Жить на те сборы основатель театра еще не мог. «Подрабатывал монтажером на телеканале, снимал свадьбы», — объясняет Чибисов. Серьезной форой было и то, что университет за аренду денег не брал. Но в 2015 году после перехода здания Нестеровки к МФЮА театру пришлось искать новое помещение.
С 2015 по 2019 год театр арендовал подвал бизнес-центра в районе метро Новослободская: 190 кв. м стоили 200 000 рублей в месяц. Стулья, осветительные приборы забрали с прежней демонтированной площадки. «Выстроить сцену и все необходимое, включая материалы, по тем деньгам стоило бы около 200 000 рублей, — прикидывает Чибисов. — Но тогда нам это сделал знакомый бесплатно». Позже театр переехал в нынешнее помещение в районе метро «Курская». «Здесь по БТИ 208 кв. м, — рассказывает создатель театра. — Из них 80 кв. м фактически не используется. Планируем сделать эту часть трансформирующейся: использовать и как фойе-буфет, и как вторую, малую, сцену. В основном зале у нас до 120 мест, а здесь будет еще около пятидесяти».