Секреты китайского автомира. Что полезно знать о машинах из Поднебесной
На российский рынок хлынули китайские автомобили. Этот бурный поток смывает все, что осталось от ушедших привычных фирм. И чем дальше, тем больше будет появляться здесь новых моделей Made in China. Рассказываем, почему Китай смог совершить качественный рывок и поставляет нам машины уже прямиком из будущего
Помнится, как еще вроде бы совсем недавно мы разглядывали автоновинки из Китая с искренним смехом. То были неказистые изделия, их салоны напоминали поделки из кусков затвердевшего пластилина, отделка источала нестерпимый химический запах, сборка и ржавчина ужасали, а на ходу возникало ощущение, что элементы шасси соединены между собой гвоздями и веревками. Зато и стоили плохонькие модели очень дешево.
Минуло 20 лет — не особенно много по меркам автопрома. И вот я знакомлюсь с китайским же премиальным максивэном Voyah Dream стоимостью 5 миллионов рублей. Продвинутым настолько, что по уровню техники, комфорта и качества он вполне способен заменить покинувшие наш рынок бизнес-шаттлы Mercedes-Benz Viano, Toyota Alphard и Volkswagen Multivan. Эффективная гибридная система, шикарные кресла и дисплеи, масса электронных ассистентов — Dream, в соответствии с названием, действительно «Мечта».
Легко привести и многие другие примеры недавних удачных поступлений из Поднебесной. Убедительные внедорожники Tank 300 и 500. Стильный кроссовер Omoda С5. Интересный компакт Geely Tugella. То ли еще будет. Ожидаем седан Chery Arrizo 8 в формате бестселлера Toyota Camry. Вскоре появятся и люксовые Hongqi, сравнимые с Bentley. Не импортом единым: благодаря Китаю возвращаются к жизни оставленные сборочные заводы в России. Например, на предприятии «Автотор» собирают авто аж трех брендов — Kaiyi, BAIC и SWM. Заметьте, речь об официальных поставках, а ведь есть и неофициальные.
Каковы они — современные машины из Китая? Автоиндустрия страны непрерывно прирастает брендами и стартапами. Безудержно ширятся модельные ряды, постоянно умножается и без того фантастическое изобилие вариантов. В итоге — безоговорочное мировое лидерство по объемам выпуска автомобилей. Попробуем разобраться в особенностях этого китайского феномена.
Как повторялась сталь
Зародился «поднебесный» автопром в 1950-х годах, когда окрепли взаимоотношения КНР и СССР. Первыми машинами, которые принялись делать китайцы, стали копии советских грузовиков ЗИС и ГАЗ. И нет, никакого интенсивного развития автопроизводства еще долго не происходило.
Ситуация кардинально изменилась лишь к 80-м, когда в стране возникли заводы мировых компаний. Посматривая на опыт иностранцев, китайцы мало-помалу стали придумывать и свои модели, откровенно повторяя зарубежные. Метод, кстати, характерный для нации. Вы знали, что копирование в Китае считается отнюдь не стыдной, а очень уважаемой работой?