Причина ОКР — нездоровые отношения в семье
Считать ступеньки лестницы, поворачивать ключ в замке строго трижды по часовой стрелке и дважды против часовой, перешагивать через трещины на асфальте, мыть руки до волдырей… Таким часто представляется ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство). Как распознать грань, после которой наши ритуалы и навязчивые действия становятся проблемой и мешают жить?
Об обсессивно-компульсивном расстройстве стало широко известно после фильма «Лучше не бывает», где персонаж Джека Николсона — ходячий образец этого диагноза. Эстафету подхватил Леонардо Ди Каприо в «Авиаторе». Помните сцену в туалете, когда главный герой не мог выйти, боясь прикоснуться к ручке двери? Почему сейчас такое большое внимание к ОКР? Стало ли больше случаев заболевания?
«Сегодня в целом растет понимание и принятие в обществе проблем психических расстройств. Например, про панику и депрессию сейчас нам могут довольно свободно рассказывать. А еще 10 лет назад люди опасались реакции окружающих, — объясняет клинический психолог Яков Кочетков. — Вместе с тем ОКР — менее понятная история даже для специалистов, которая по-прежнему еще находится в тени. Людям сложнее о нем рассказывать, они испытывают жгучий стыд. При этом ОКР менее распространено, чем депрессия: его клиническими формами страдают от 1 до 2% людей. Поэтому мы можем подсчитать, что в нашей стране как минимум 3 миллиона человек стабильно страдают от обсессивно-компульсивного расстройства и довольно редко получают помощь».
Контрастная навязчивость
Часто бывает, что в обывательском сознании, в кино, в журналах, расстройство представляется через самые простые понятные вещи — страх загрязнения, когда люди моют руки по многу раз, или желание разложить вещи симметрично. Но это лишь часть возможных вариантов. Примерно половина людей, страдающих ОКР, действительно боится загрязнения. Что касается симметрии, то это довольно небольшая часть. В тени остаются два важных типа страдающих ОКР. Первый более-менее известен: это люди, которые постоянно проверяют, выключен ли газ, погашен ли свет, закрыта ли правильно дверь. Каждый из нас иногда делает это, но тут вопрос в балансе, в грани между здоровым контролем безопасности и навязчивым состоянием.
«Если вы проверяете газ так, что сами не верите своей проверке, тогда стоит задуматься. Люди с ОКР могут убеждаться в реальности своих действий десятки и сотни раз. Они не могут выйти из дома часами. Они опаздывают на работу, срывают встречи. Нарушаются коммуникации. Нередко их социальная жизнь осложняется».
И наконец, четвертый тип — довольно распространенный вариант — это так называемая контрастная навязчивость. Навязчивые мысли существуют на контрасте с истинными убеждениями человека, они приходят в голову «сами по себе», и они не нравятся «хозяину» головы. У всех у нас время от времени мелькают странные мысли, но мы не обращаем на них внимания и отправляем их в «спам». Но люди с ОКР придают мыслям слишком большое значение.
«Обычная молодая мама, только очень тревожная и ответственная, вдруг посмотрела по телевизору передачу, где рассказывали про женщину, которая убила своих детей. И тут она спрашивает себя, а не такая ли я? У нее начинают появляться образы, в которых ее ребенок — окровавленный, убитый. Она начинает пугаться своих мыслей, пытается их подавить, сделать что-то, чтобы они не лезли в голову. Но чем больше она это делает, тем больше они наступают. И постепенно ситуация приходит к тому, что женщина накручивает себя и разрабатывает план, как не оставаться рядом с ребенком, прячет ножи и все, что может его «убить», просит окружающих следить за ней, потому что она считает себя ненормальной». Важно понимать, что такая женщина