Прекрасное в ущербном: как японский принцип кинцуги улучшит вашу жизнь
Совсем не обязательно родиться в Японии, чтобы найти свой икигай (предназначение в жизни), познать прелесть мимолетного (ваби-саби), увидеть красоту в несовершенстве. Книга «Японизм» Ниими Лонгхёрст поможет вам стать осознаннее и счастливее благодаря элементам японского мировоззрения. C разрешения издательства «КоЛибри» Forbes Life публикует главу из книги.
По легенде, искусство кинцуги (или кинцукурои), означающее «соединение при помощи золота» («починка при помощи золота»), возникло в XV веке. Сёгуну Ёсимасе Асикаге до того не понравилось, как склеили его любимую керамическую чашу, что он подрядил японского мастера найти другое, эстетически более приемлемое решение. Тот нашел, и с тех пор техника кинцуги вошла в жизнь.
Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Осколки собирают заново, и предмет, исчерченный золотыми трещинами, становится еще лучше, чем был. Так что вещь, которую в обычных условиях выкинули бы или списали как ущербную, начинают ценить пуще прежнего, поскольку благодаря кинцуги ее недостатки стали ее достоинствами и добавили ей красоты.
Чашки, склеенные методом кинцуги, часто можно встретить во время чайных церемоний (садо): там вещи, обладающие интересным изъяном, ценятся особо — за жизненную историю и эстетическую неповторимость.
Если брать шире, концепция кинцуги — это убедительная метафора, и совсем не обязательно применять ее только к вещам. Можно и к жизни в целом, особенно в сложные времена, когда привычный ход событий меняет свой курс. Она может быть полезна, когда вы анализируете свое поведение или критически рассматриваете себя в зеркале. Вот, к примеру, я. У меня все лицо в веснушках. Не счесть, сколько часов я истратила, сколько косметики извела, чтобы замазать пятнышки, которые проявляются на лице, стоит мне подольше побыть на солнце.
Когда я была подростком, одна веснушка бесила меня особенно — та, что на подбородке, чуть слева от центра. Чем я только ни мазала в попытках избавиться от нее, но — увы! — мне это так и не удалось.
А потом, на первом курсе университета (а надо знать, что первый курс — это довольно тяжелое время, ведь ты пытаешься обзавестись друзьями и обжиться в незнакомом городе), одна девушка, которая стала потом моей ближайшей подругой, заметила, что ей очень симпатична эта моя несчастная веснушка. Это было сказано вскользь, мимоходом, когда мы собирались вместе на какую-то вечеринку, но с тех пор эта веснушка всегда напоминает мне о любимой подруге, о студенчестве, о том, как весело мы проводили вместе время. Так рыжее пятнышко из недостатка обратилось в одно из моих достоинств.