Чем отличается эпатаж от художественного высказывания?

ЛизаКультура

Вызов брошен

Чем отличается эпатаж от художественного высказывания? Первый не имеет отношения к искусству, его цель – лишь привлечение внимания. Поговорили с людьми, которые своими арт-работами бросают вызов обыденной реальности и меняют жизнь целых районов. Как расшевелить публику, как преодолеть стеснительность? Рассказывают сами перформеры.

Закрытие границ – еще не повод лишать себя отдыха. Если очень захотеть, пляж можно устроить прямо у себя «на районе».

История 1

  • Ольга Цветкова, хореограф, перформер, куратор фонда V-A-C
  • Татьяна Подкорытова, заслуженный сотрудник музеев Москвы
  • Яна Исаенко, режиссер-документалист

Это трио уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе Алтуфьево, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая. Итак, с чего же все началось, а главное – для чего?

ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло – повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста – и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди – Питер и Афины.

ТАТЬЯНА: Перформанс для меня – зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил – давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В Алтуфьево мы удачно преодолели все эти стадии – я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.

ЯНА: Мне нравится вылавливать из реальности кадры, которые немного отслоились от нее и превратились в художественное кино. Во время кочевничества по московским задворкам я окончательного стала певцом района. Люди в шубах, глядящие вдаль через театральные бинокли посреди улицы; множество целлофановых пакетов, которые почему-то всегда летят вверх; ботинки и кефир, потерявшие человека... – я обнаружила в себе физическую потребность подмечать такие вещи, время от времени впрыгивать в эту шифт-вселенную, бегать по ней, быть ее частью. Эти прыжки высвобождают что-то, что позволяет потом яснее видеть мир через объектив.

О перформансе «Алтуфьево»

Все началось с того, что мы заселились в прежде уже известную своим маргинальным прошлым квартиру в этом районе. До нас в ней размещалось и процветало арт-объединение «Вверх» и галерея современного искусства Brown Stripe. Но в отличие от ее создателей мы стали выгуливать свое искусство вовне – хотелось продлить свои художественные практики во двор, за продуктовый магазин и дальше до самого леса. Розовый фламинго и девушка, сидящая на нем, – это наше первое приветствие району, знак приближающегося новоселья, радостный крик, обращенный к соседним подъездам. С их посетителями мы подружились немедленно и выложили материалы в социальные сети.

Проект «Театр спускается в метро».

«Алтуфьево» – это перформанс, расшатывающий повседневность. Когда человек идет в театр, он соглашается на определенный контракт (покупка билета, время, проведенное в зале, метафоричность происходящего). Алтуфьево освобождает от всего этого и дает возможность каждому жителю района встретиться с неизвестным один на один. Он выходит из подъезда с собакой и тут же сталкивается со сбоем в реальности. Перед ним – надутый бассейн, в нем красиво сидят девушки в купальниках и с шампанским. Вроде бы все как обычно, но реальность съехала. Нас интересует вот это конкретное пространство сдвига, внутри которого случайно оказывается со своим переживанием житель Алтуфьево и его собака.

О реакции публики

Она неизменно радует. Кто-то подходил знакомиться, другие кричали и махали нам руками из окон, один мужчина спустился и подарил апельсин. В целом реакция очень доброжелательная и вдохновляющая. Консьерж Эдик стал нашим штатным фотографом. Каждый раз, когда мы спускались на очередную акцию, он радостно выбегал и предлагал свою помощь. Все продолжалось до того момента, пока к нам домой не пришел участковый вместе с еще одним полицейским. Видимо, все же нашелся в доме человек, страшно испугавшийся привидений на самокатах, снежной йоги или надувного бассейна. Сейчас мы работаем над официальными документами, поэтому на какое-то время пришлось переехать в лес, что однако позволило нам переключиться на огненные шествия, ритуальные костры и романтичные фотосессии в местном болоте.

Снежная йога, родившаяся в Алтуфьево, со временем перекочевала в его «филиал» – Северное Бутово.

В принципе, нам все идут навстречу: директор магазина разрешает танцевать прямо в зале, переживает, не помешают ли нам ящики с картошкой. Парни из Северного Бутово, вдохновившись, организовали у себя филиал «Алтуфьево». Британская и американская компании не могут договориться, кому будут принадлежать права на одно из наших видео. Музеи приглашают «Алтуфьево» в свои галереи. Московское метро уже выступило в роли работодателя для небольшого оркестра привидений, которым дирижировал современный академический композитор из Ростова Антон Светличный. Любая свежая мысль рано или поздно привлечет к себе внимание и расчистит себе дорогу. Как преодолевается неловкость и зависимость от чужого мнения? Это дело практики. Чаще прыгайте через порог своего дома, сжигайте ненужную мебель, танцуйте на кухне, ставьте будильник и смейтесь без остановки от 5 до 10 минут. Живите!

Соседний магазин оказался дружелюбен к перформерам и их танцам среди коробок с овощами и фруктами.

О планах

Мы бодро преодолели фазу «три девчонки в купальниках» и идем дальше, оставаясь верными смеху, романтике и задворкам. Сейчас готовим перформанс «Зимний оркестр»: музыканты будут лежать в грязи у магазина и играть безумно пронзительную музыку (определяемся с композитором). Дирижер будет сидеть на дереве вместе с видеооператором. Все это будет спонтанно. И как обычно, исключительно для жителей Алтуфьево.

Жизнь в искусстве. Ольга Цветкова (на фото внизу – справа) курирует программы cовременного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который откроется в этом году в Москве на Болотной набережной. Познакомиться с работами хореографов смогут все желающие, вход будет бесплатным. Подробности: @2ges2 и @vacfoundation.

История 2

  • Татьяна Чижикова, хореограф, куратор

Вклубе на территории завода собрались зрители. На ринг выходит Татьяна, и начинается действо под названием «Ударница», смесь театра, танца и оглушительных звуков, выдержать которые способно не каждое ухо.

«Современным танцем я занимаюсь давно, а вот смелым чистым перформансом – лет пять. Идея «Ударницы» родилась из самой жизни. В определенный момент я испытывала чувство невыносимости, не знала, как с ним быть. И я обратилась к драматургу Анне Семеновой-Ганц, потому что почувствовала: единственный вариант что-то сделать с этим ощущением – превратить его в художественное высказывание. В Ане все это откликнулось, и мы начали «штормить». Устроили лабораторию, пригласили художников и начали исследовать чувства: невыносимость, ярость, агрессию. Мы искали животное в человеке, которое рвется наружу, но ему нельзя.

О терапии

Да, она есть, но она не главная цель. Чувства никуда не уходят, пока ты живой. Сегодня у тебя одна невыносимость, завтра – другая. И ты не всегда распознаешь ее причины. В каждом теле намешано много памяти: мы – не только наши родители и бабушки с дедушками, но и давние предки, и не ясно, что и когда в нас «выстреливает».

О реакции зала

Я не всегда замечаю, что происходит с публикой, поскольку сосредоточена на процессе. Но могу сказать, что, например, немцы совсем иначе воспринимали «Ударницу», чем русские. В звуке есть высокие частоты, и зрители в Германии закрывали уши, не могли терпеть это на физическом уровне. На Урале меня просили «навалить погромче», хотели, чтобы этим звуком продирало насквозь. В другом моем перформансе, «Градостроительство», зрители – движущая сила происходящего, и вот один из них на каком-то из показов вдруг встал на стул и начал раздеваться. Мы с замиранием наблюдали за тем, избавится ли он от всей одежды, но он все-таки остановился.

Перформанс «Ударница» исследует природу эмоций.

О неловкости

Тут есть всего два варианта – либо делать, либо нет. Если намерение сильное, надо пробовать. Я достаточно стеснительный человек, и зажимы у меня есть, как и у всех. Но с опытом это перестает быть препятствием. Сомневаться, стесняться, бояться – нормальная часть работы. Более того, от лоснящихся жизненных условий, комфортных чувств и абсолютного отсутствия сомнений художественные акты не рождаются, мне кажется. А с другой стороны, к тому, что ты делаешь, не стоит относиться слишком серьезно. Это точно не хрустальная ваза.

О планах

Сейчас вместе с Анной готовим работу «Общество балета», где балет для нас – зеркало системы иерархии и тоталитаризма. Планируем его деконструировать. Премьера состоится в июне в Гамбурге».

История 3

  • Валентина Луценко, художник, искусствовед, хореограф

Главный смысл своей деятельности она видит в утверждении связей. «Меня интересовало сразу всё: теории, практики, искусства, науки, религии. Я не могла выбрать и занималась многим. К 2015-му остановилась на современных формах танца и перформативных практиках, именно здесь оказалось возможно удерживать вместе разное».

Об обратной связи и чувствах

«Ничего провокативного я не делаю, но некоторые вещи и правда выглядят со стороны непривычно. Надеюсь, людей интересует познание, развитие, и перформанс – как раз то, что может им это дать. Я довольно робкий, возмутимый, восприимчивый, чувствительный человек. Но эта восприимчивость как раз и ценна. Ведь дело не в том, что все мы должны бегать «раскованными» по улицам, хочется исследовать совсем другое – какие механизмы могут нам помочь быть в том числе слабыми, уязвимыми и при этом не быть друг для друга опасными. Один мой друг как-то сказал, что заботится о других, поскольку ему кажется, что все такие же беспомощные, как и он. И это при том, что он взрослый человек, известный художник, глава семьи. Мне кажется, такой взгляд очень важен.

О планах

Вместе с режиссером Антоном Морозовым собираемся провести в Петербурге что-то вроде курсов повышения квалификации или городского творческого лагеря для людей старшего возраста (60+), а затем собрать результаты занятий в перформанс и показать его на городской набережной».

Фото: Яна Исаенко/архив пресс-служб; Яна Горбачева, Егор Рогалев/архив пресс-служб

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последнее свободное место Америки. Фотоистория Последнее свободное место Америки. Фотоистория

Город-призрак Слэб-Сити — трейлеры, скитальцы и разбитые надежды

Esquire
Охотники с кенийского побережья оказались древнейшими владельцами скота Охотники с кенийского побережья оказались древнейшими владельцами скота

Первые козы появились в результате обмена около 1180–960 годов до нашей эры

N+1
Оставьте на месте: аппендицит можно лечить без операции Оставьте на месте: аппендицит можно лечить без операции

Аппендикс на самом деле вовсе не бесполезный отросток

Cosmopolitan
Страдал от бессонницы, но создал многомиллионный бизнес на подушках: история MyPillow и её основателя Майкла Линделла Страдал от бессонницы, но создал многомиллионный бизнес на подушках: история MyPillow и её основателя Майкла Линделла

Как Майкл Линделл создал империю по производству подушек

VC.RU
Мои глаза! Как пилинги и «уколы красоты» могут привести даже к потере зрения Мои глаза! Как пилинги и «уколы красоты» могут привести даже к потере зрения

Безопасная косметология: как избежать осложнений после процедур

Cosmopolitan
Павел Кудрявцев: «Мы построим самую инновационную сеть обслуживания» Павел Кудрявцев: «Мы построим самую инновационную сеть обслуживания»

Как ВТБ собирается стать ориентиром для всего финансового рынка

Forbes
Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино

Слава не сделала их счастливыми, а судьба многих закончилась трагично

Cosmopolitan
Улетели в космос в водолазных костюмах: сможет ли самоирония спасти «Форсаж 9» Улетели в космос в водолазных костюмах: сможет ли самоирония спасти «Форсаж 9»

Что человечество ищет в «Форсаже»?

Forbes
«Русские рукавицы» в регистрах Зунда «Русские рукавицы» в регистрах Зунда

Зундские таможенные регистры

Наука и жизнь
Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль Друзья Палестины. Почему российские интеллигенты разлюбили Израиль

Конфликт, о котором российская общественность на самом деле ничего не знает

СНОБ
Выходные для мамы: борщ, мошенники и родительский чат Выходные для мамы: борщ, мошенники и родительский чат

Каждая мать знает, как сложно найти время на себя в круговерти ежедневных дел

Psychologies
Дочь Деми Мур и Брюса Уиллиса рассказала о своем психическом расстройстве Дочь Деми Мур и Брюса Уиллиса рассказала о своем психическом расстройстве

Непринятие своего тела — не редкость в современном мире

Psychologies
Известные женщины, которые не сдались после травм, катастроф и нападений Известные женщины, которые не сдались после травм, катастроф и нападений

Пожар, ампутация, заболевания - такие испытания легли на плечи наших героинь

Cosmopolitan
Рот на замок, гантели в руки: известные мужчины, которые заставляют жен худеть Рот на замок, гантели в руки: известные мужчины, которые заставляют жен худеть

На героинь этой подборки фраза «Мое тело — мое дело» не распространяется

Cosmopolitan
Ошибка Илона Маска: ученые доказали, что люди не живут в виртуальной Вселенной Ошибка Илона Маска: ученые доказали, что люди не живут в виртуальной Вселенной

Почему люди не могут быть обитателями невероятно сложной виртуальной симуляции

Популярная механика
Соцпакет против абьюза: как компании защищают своих сотрудников от домашнего насилия Соцпакет против абьюза: как компании защищают своих сотрудников от домашнего насилия

Как организовать корпоративную помощь пострадавшим от абьюза?

Forbes
Как изменились актеры «Сумерек» спустя 9 лет после завершения киносаги Как изменились актеры «Сумерек» спустя 9 лет после завершения киносаги

Многих героев франшизы «Сумерки» не узнать!

Cosmopolitan
Людмила Ковалева Людмила Ковалева

Людмила Ковалева не стала примой Мариинского театра — но воспитала Диану Вишневу

Собака.ru
Диета доктора Борменталя: никаких запретов! Диета доктора Борменталя: никаких запретов!

Диета, которая на сегодняшний день считается одной из самых эффективных

Лиза
Как наладить отношения с ребенком? Используйте «правило одного дня» Как наладить отношения с ребенком? Используйте «правило одного дня»

Как один день, проведенный вместе с ребенком, может повлиять на отношения?

Psychologies
Преддефолтная терапия: какие риски для российских компаний и банков несет новый пакет помощи Лукашенко Преддефолтная терапия: какие риски для российских компаний и банков несет новый пакет помощи Лукашенко

Признав победу Александра Лукашенко, Кремль стал заложником своих решений

Forbes
Ветер в волосах Ветер в волосах

Как правильно защищать волосы и ухаживать за ними летом?

Худеем правильно
Одна вокруг света: вымогательства мексиканской полиции и рыбалка в Акапулько Одна вокруг света: вымогательства мексиканской полиции и рыбалка в Акапулько

121-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Строение глаз и внутреннего уха выдало в динозаврах-муравьедах ночных охотников Строение глаз и внутреннего уха выдало в динозаврах-муравьедах ночных охотников

Мелкие хищные динозавры альваресзавриды могли быть ночными охотниками

N+1
Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора Одна вокруг света: серебряный город и Звездная гора

122-я серия о путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки Греты: Мексика

Forbes
Зоологи научились разводить гигантских морских звезд-подсолнухов в неволе Зоологи научились разводить гигантских морских звезд-подсолнухов в неволе

Специалисты нашли способ разводить в неволе крупных морских звезд-подсолнухов

N+1
Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу Соавтор «Пиши, сокращай» Людмила Сарычева — о том, как написать успешную книгу

Как написать успешную книгу

СНОБ
Швабры на $3 млрд: как домохозяйка построила бизнес-империю на «чудо-товарах» для дома Швабры на $3 млрд: как домохозяйка построила бизнес-империю на «чудо-товарах» для дома

История предпринимательницы, которой однажды надоело отжимать тряпку руками

Forbes
Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск Силой мысли, или что обещает нам Илон Маск

Чего же Маск хотел в сфере нейроинтерфейсов, что сделал и что сможет сделать

Популярная механика
Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

Получить кредит под залог интеллектуальной собственности — крайне сложная задача

Forbes
Открыть в приложении