Чем отличается эпатаж от художественного высказывания?

ЛизаКультура

Вызов брошен

Чем отличается эпатаж от художественного высказывания? Первый не имеет отношения к искусству, его цель – лишь привлечение внимания. Поговорили с людьми, которые своими арт-работами бросают вызов обыденной реальности и меняют жизнь целых районов. Как расшевелить публику, как преодолеть стеснительность? Рассказывают сами перформеры.

Закрытие границ – еще не повод лишать себя отдыха. Если очень захотеть, пляж можно устроить прямо у себя «на районе».

История 1

  • Ольга Цветкова, хореограф, перформер, куратор фонда V-A-C
  • Татьяна Подкорытова, заслуженный сотрудник музеев Москвы
  • Яна Исаенко, режиссер-документалист

Это трио уже который год не дает скучать жителям Москвы. Девушки танцуют в магазине, бродят в костюмах привидений в метро, загорают в надувном бассейне в спальном районе Алтуфьево, словно они на Мальдивах. Реакция случайных зрителей всегда очень яркая. Итак, с чего же все началось, а главное – для чего?

ОЛЬГА: В тот момент, когда я дошла до своего предела в танце, достигнув определенного уровня виртуозности, я заскучала. Было жутко уныло – повторять давно сложившийся и общий для всех словарь танца модерн. Перформанс позволил мне стать панком. Я взяла свои очень длинные руки и ноги, раскоординацию в теле, романтичное мышление, дух протеста – и перемешала все это в чудовищный коктейль под названием «Ольга Цветкова». Я начала выгуливать свои спектакли за пределы театральной коробки, сначала по улицам Амстердама, затем по спальным районам Москвы, на очереди – Питер и Афины.

ТАТЬЯНА: Перформанс для меня – зона непрофессионального интереса. Я до сих пор остаюсь человеком, который страстно желает и страшно боится выступать. Таким было мое постсоветское детство: выучил – давай исполняй, а мы посмотрим-оценим. Хотелось откреститься от выучивания, исполнения, жюри. В Алтуфьево мы удачно преодолели все эти стадии – я была счастлива оказаться в дружбе с певцами случайности. Ах да: вот уже много лет с понедельника по пятницу я в роли тетеньки служу искусству в государственных институциях. Так что возможность спонтанного балагана позволяет мне оставаться честной перед самой собой.

ЯНА: Мне нравится вылавливать из реальности кадры, которые немного отслоились от нее и превратились в художественное кино. Во время кочевничества по московским задворкам я окончательного стала певцом района. Люди в шубах, глядящие вдаль через театральные бинокли посреди улицы; множество целлофановых пакетов, которые почему-то всегда летят вверх; ботинки и кефир, потерявшие человека... – я обнаружила в себе физическую потребность подмечать такие вещи, время от времени впрыгивать в эту шифт-вселенную, бегать по ней, быть ее частью. Эти прыжки высвобождают что-то, что позволяет потом яснее видеть мир через объектив.

О перформансе «Алтуфьево»

Все началось с того, что мы заселились в прежде уже известную своим маргинальным прошлым квартиру в этом районе. До нас в ней размещалось и процветало арт-объединение «Вверх» и галерея современного искусства Brown Stripe. Но в отличие от ее создателей мы стали выгуливать свое искусство вовне – хотелось продлить свои художественные практики во двор, за продуктовый магазин и дальше до самого леса. Розовый фламинго и девушка, сидящая на нем, – это наше первое приветствие району, знак приближающегося новоселья, радостный крик, обращенный к соседним подъездам. С их посетителями мы подружились немедленно и выложили материалы в социальные сети.

Проект «Театр спускается в метро».

«Алтуфьево» – это перформанс, расшатывающий повседневность. Когда человек идет в театр, он соглашается на определенный контракт (покупка билета, время, проведенное в зале, метафоричность происходящего). Алтуфьево освобождает от всего этого и дает возможность каждому жителю района встретиться с неизвестным один на один. Он выходит из подъезда с собакой и тут же сталкивается со сбоем в реальности. Перед ним – надутый бассейн, в нем красиво сидят девушки в купальниках и с шампанским. Вроде бы все как обычно, но реальность съехала. Нас интересует вот это конкретное пространство сдвига, внутри которого случайно оказывается со своим переживанием житель Алтуфьево и его собака.

О реакции публики

Она неизменно радует. Кто-то подходил знакомиться, другие кричали и махали нам руками из окон, один мужчина спустился и подарил апельсин. В целом реакция очень доброжелательная и вдохновляющая. Консьерж Эдик стал нашим штатным фотографом. Каждый раз, когда мы спускались на очередную акцию, он радостно выбегал и предлагал свою помощь. Все продолжалось до того момента, пока к нам домой не пришел участковый вместе с еще одним полицейским. Видимо, все же нашелся в доме человек, страшно испугавшийся привидений на самокатах, снежной йоги или надувного бассейна. Сейчас мы работаем над официальными документами, поэтому на какое-то время пришлось переехать в лес, что однако позволило нам переключиться на огненные шествия, ритуальные костры и романтичные фотосессии в местном болоте.

Снежная йога, родившаяся в Алтуфьево, со временем перекочевала в его «филиал» – Северное Бутово.

В принципе, нам все идут навстречу: директор магазина разрешает танцевать прямо в зале, переживает, не помешают ли нам ящики с картошкой. Парни из Северного Бутово, вдохновившись, организовали у себя филиал «Алтуфьево». Британская и американская компании не могут договориться, кому будут принадлежать права на одно из наших видео. Музеи приглашают «Алтуфьево» в свои галереи. Московское метро уже выступило в роли работодателя для небольшого оркестра привидений, которым дирижировал современный академический композитор из Ростова Антон Светличный. Любая свежая мысль рано или поздно привлечет к себе внимание и расчистит себе дорогу. Как преодолевается неловкость и зависимость от чужого мнения? Это дело практики. Чаще прыгайте через порог своего дома, сжигайте ненужную мебель, танцуйте на кухне, ставьте будильник и смейтесь без остановки от 5 до 10 минут. Живите!

Соседний магазин оказался дружелюбен к перформерам и их танцам среди коробок с овощами и фруктами.

О планах

Мы бодро преодолели фазу «три девчонки в купальниках» и идем дальше, оставаясь верными смеху, романтике и задворкам. Сейчас готовим перформанс «Зимний оркестр»: музыканты будут лежать в грязи у магазина и играть безумно пронзительную музыку (определяемся с композитором). Дирижер будет сидеть на дереве вместе с видеооператором. Все это будет спонтанно. И как обычно, исключительно для жителей Алтуфьево.

Жизнь в искусстве. Ольга Цветкова (на фото внизу – справа) курирует программы cовременного танца в Доме культуры «ГЭС-2», который откроется в этом году в Москве на Болотной набережной. Познакомиться с работами хореографов смогут все желающие, вход будет бесплатным. Подробности: @2ges2 и @vacfoundation.

История 2

  • Татьяна Чижикова, хореограф, куратор

Вклубе на территории завода собрались зрители. На ринг выходит Татьяна, и начинается действо под названием «Ударница», смесь театра, танца и оглушительных звуков, выдержать которые способно не каждое ухо.

«Современным танцем я занимаюсь давно, а вот смелым чистым перформансом – лет пять. Идея «Ударницы» родилась из самой жизни. В определенный момент я испытывала чувство невыносимости, не знала, как с ним быть. И я обратилась к драматургу Анне Семеновой-Ганц, потому что почувствовала: единственный вариант что-то сделать с этим ощущением – превратить его в художественное высказывание. В Ане все это откликнулось, и мы начали «штормить». Устроили лабораторию, пригласили художников и начали исследовать чувства: невыносимость, ярость, агрессию. Мы искали животное в человеке, которое рвется наружу, но ему нельзя.

О терапии

Да, она есть, но она не главная цель. Чувства никуда не уходят, пока ты живой. Сегодня у тебя одна невыносимость, завтра – другая. И ты не всегда распознаешь ее причины. В каждом теле намешано много памяти: мы – не только наши родители и бабушки с дедушками, но и давние предки, и не ясно, что и когда в нас «выстреливает».

О реакции зала

Я не всегда замечаю, что происходит с публикой, поскольку сосредоточена на процессе. Но могу сказать, что, например, немцы совсем иначе воспринимали «Ударницу», чем русские. В звуке есть высокие частоты, и зрители в Германии закрывали уши, не могли терпеть это на физическом уровне. На Урале меня просили «навалить погромче», хотели, чтобы этим звуком продирало насквозь. В другом моем перформансе, «Градостроительство», зрители – движущая сила происходящего, и вот один из них на каком-то из показов вдруг встал на стул и начал раздеваться. Мы с замиранием наблюдали за тем, избавится ли он от всей одежды, но он все-таки остановился.

Перформанс «Ударница» исследует природу эмоций.

О неловкости

Тут есть всего два варианта – либо делать, либо нет. Если намерение сильное, надо пробовать. Я достаточно стеснительный человек, и зажимы у меня есть, как и у всех. Но с опытом это перестает быть препятствием. Сомневаться, стесняться, бояться – нормальная часть работы. Более того, от лоснящихся жизненных условий, комфортных чувств и абсолютного отсутствия сомнений художественные акты не рождаются, мне кажется. А с другой стороны, к тому, что ты делаешь, не стоит относиться слишком серьезно. Это точно не хрустальная ваза.

О планах

Сейчас вместе с Анной готовим работу «Общество балета», где балет для нас – зеркало системы иерархии и тоталитаризма. Планируем его деконструировать. Премьера состоится в июне в Гамбурге».

История 3

  • Валентина Луценко, художник, искусствовед, хореограф

Главный смысл своей деятельности она видит в утверждении связей. «Меня интересовало сразу всё: теории, практики, искусства, науки, религии. Я не могла выбрать и занималась многим. К 2015-му остановилась на современных формах танца и перформативных практиках, именно здесь оказалось возможно удерживать вместе разное».

Об обратной связи и чувствах

«Ничего провокативного я не делаю, но некоторые вещи и правда выглядят со стороны непривычно. Надеюсь, людей интересует познание, развитие, и перформанс – как раз то, что может им это дать. Я довольно робкий, возмутимый, восприимчивый, чувствительный человек. Но эта восприимчивость как раз и ценна. Ведь дело не в том, что все мы должны бегать «раскованными» по улицам, хочется исследовать совсем другое – какие механизмы могут нам помочь быть в том числе слабыми, уязвимыми и при этом не быть друг для друга опасными. Один мой друг как-то сказал, что заботится о других, поскольку ему кажется, что все такие же беспомощные, как и он. И это при том, что он взрослый человек, известный художник, глава семьи. Мне кажется, такой взгляд очень важен.

О планах

Вместе с режиссером Антоном Морозовым собираемся провести в Петербурге что-то вроде курсов повышения квалификации или городского творческого лагеря для людей старшего возраста (60+), а затем собрать результаты занятий в перформанс и показать его на городской набережной».

Фото: Яна Исаенко/архив пресс-служб; Яна Горбачева, Егор Рогалев/архив пресс-служб

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По имени солнце По имени солнце

Не так страшен загар, как отсутствие защиты кожи от солнца

Лиза
Сколько б ни стреляла, начинай с начала: каким получился шутер Returnal Сколько б ни стреляла, начинай с начала: каким получился шутер Returnal

Returnal — хардкор-шутер от студии Housemarque

Esquire
Как завести с девушкой разговор о ребенке? 11 вопросов, которые стоит обсудить Как завести с девушкой разговор о ребенке? 11 вопросов, которые стоит обсудить

Как завести разговор о ребенке и что делать, если один из вас не готов

Playboy
Мистер спорта Мистер спорта

Почему от некоторых мужчин, увлеченных здоровым образом жизни, хочется бежать

Cosmopolitan
Почему подросткам не рады на детских площадках Почему подросткам не рады на детских площадках

Почему истории с участием подростков всегда вызывают бурю эмоций?

Psychologies
Идеальная мишень. Почему мы любим ненавидеть Чулпан Хаматову Идеальная мишень. Почему мы любим ненавидеть Чулпан Хаматову

Критиковать Чулпан Хаматову всем и по любому поводу стало общим местом

СНОБ
Оставьте на месте: аппендицит можно лечить без операции Оставьте на месте: аппендицит можно лечить без операции

Аппендикс на самом деле вовсе не бесполезный отросток

Cosmopolitan
Лесные коты вернутся в Англию и Уэльс спустя 200 лет отсутствия Лесные коты вернутся в Англию и Уэльс спустя 200 лет отсутствия

Лесные коты снова вернулись

N+1
Кодекс шопоголика: как бороться с навязчивым желанием приобретать вещи Кодекс шопоголика: как бороться с навязчивым желанием приобретать вещи

Причины шопоголизма и способы справиться с бесконтрольным потреблением

Psychologies
Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать

Истории героев фильмов, о которых внезапно забыли

Maxim
Лучшие офлайн-игры на Андроид: играем без интернета Лучшие офлайн-игры на Андроид: играем без интернета

Обзор лучших игр для смартфона, для игры в которые не нужен интернет

CHIP
Юные прелестницы: как выглядят возлюбленные ДиКаприо, Лундгрена и других актеров Юные прелестницы: как выглядят возлюбленные ДиКаприо, Лундгрена и других актеров

Избранницы Леонарда ДиКаприо, Дольфа Лундгрена и других голливудских звезд

Cosmopolitan
Смешанное расстройство Смешанное расстройство

Что делать, когда обычный здоровый ребенок ведет себя непредсказуемо?

СНОБ
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Шаловливая юбка, «голые» трусики: эротические конфузы Шейк, Хадид и других звезд Шаловливая юбка, «голые» трусики: эротические конфузы Шейк, Хадид и других звезд

Актрисы и модели, которые прилюдно попали в неловкую ситуацию

Cosmopolitan
Андрей Мостовой: «В чемпионской раздевалке я был самым активным» Андрей Мостовой: «В чемпионской раздевалке я был самым активным»

Футболист Андрей Мостовой рассказал о победе «Зенита» и что думает о Дзюбе

GQ
Тогда и сейчас: как выглядели в юности Водянова, Федорова, Шейк и другие модели Тогда и сейчас: как выглядели в юности Водянова, Федорова, Шейк и другие модели

Наталья Водянова, Алена Шишкова и другие звезды прославились своей красотой

Cosmopolitan
Длиннохвостые выдры поахали и похихикали Длиннохвостые выдры поахали и похихикали

У считавшегося молчаливым вида выдр оказался богатый звуковой репертуар

N+1
Давай завтра: все о природе лени и том, как с ней бороться Давай завтра: все о природе лени и том, как с ней бороться

С чем именно связана лень? Почему она нас раздражает в других?

Популярная механика
Это по любви: 20 романтических комедий на Netflix Это по любви: 20 романтических комедий на Netflix

Сериалы, которые помогут забыть о собственных романтических промахах

Esquire
«Проснулась и поняла, что ничего не вижу»: как я живу с редкой болезнью «Проснулась и поняла, что ничего не вижу»: как я живу с редкой болезнью

Как живет женщина, которой диагностирован оптиконевромиелит

Psychologies
Как выглядели Анджелина Джоли, Николь Кидман и другие актрисы в первых фильмах Как выглядели Анджелина Джоли, Николь Кидман и другие актрисы в первых фильмах

Мало кто из них может опознать этих актрис по их первым картинам

Cosmopolitan
Почему мы медлим с принятием решения: 6 причин и их последствия Почему мы медлим с принятием решения: 6 причин и их последствия

Почему нам так сложно принять решение

Psychologies
В чернилах на китайских гадальных костях бронзового века нашли сажу и киноварь В чернилах на китайских гадальных костях бронзового века нашли сажу и киноварь

Ученые определили состав пигментов в гадальных костях бронзового века

N+1
Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера Излучение от томографа помогло при болезни Альцгеймера

Малые дозы радиации оказались эффективны в борьбе против болезни Альцгеймера

N+1
Образец для поражения Образец для поражения

О сериале «Холстон», его герое и его создателе

Weekend
Боул и поке – кулинарный тренд Боул и поке – кулинарный тренд

Что делать, если обычные салаты набили оскомину

Здоровье
Как связаны йога и смех Как связаны йога и смех

В чем заключается философия йоги смеха

СНОБ
Цветы и травы Цветы и травы

Андрей Колодяжный: «Растительный продукт — моей опора моей кухни»

Bones
Как мы узнаем лица и как возникают галлюцинации Как мы узнаем лица и как возникают галлюцинации

Есть ли пределы работы органов чувств и как они формируют наше восприятие мира

СНОБ
Открыть в приложении