Предновогодний шопинг: как нас обманывают интернет-магазины
В разгар предпраздничной горячки легко попасться на удочки маркетологов и рекламистов, которые каждый год успешно используют онлайн-магазины. Веб-психолог Лираз Маргалит разоблачает самые популярные из них и объясняет, почему они работают.
Предновогодняя лихорадка — горячий сезон для интернет-магазинов. В ожидании праздников мы активно закупаем подарки как другим, так и себе. Психолог и специалист в области потребительского поведения в интернете Лираз Маргалит делится результатами собственного исследования, которые помогли ей выявить поведенческий паттерн, типичный для предрождественского сезона.
К концу года мы как потребители ведем себя более импульсивно, чем в остальное время, и принимаем решения о покупке в большей степени эмоционально, чем рационально. В частности, меньше времени уделяем сравнению цен и не углубляемся в информацию о продукте.
В онлайн-магазинах увеличивается конвертация — повышается процент новых посетителей. Если в среднем, по расчетам Маргалит, мы покупаем 1,2 единицы товара за три посещения сайта, то в горячий сезон типичный потребитель приобретает 3,5 вещи за одно только посещение.
Психология импульсивных покупок
По мнению Маргалит и ее коллег, причина такого существенного изменения в нашем покупательском поведении кроется в различных маркетинговых манипуляциях или «темных шаблонах» — таких дизайнах пользовательского интерфейса, которые обманом подталкивают пользователей к принятию решений, потенциально вредных для их кошелька и выгодных для онлайн-магазина. Эти хорошо продуманные манипуляции непосредственно влияют на процесс принятия когнитивных решений, что может привести к импульсивным, эмоциональным покупкам.