Как научить учиться
Если итоги школьного года не радуют, это ещё не означает, что ребёнок неспособный и ленивый. Возможно, мы используем неправильные обучающие стратегии.

Не лезть в бутылку
Есть стойкая иллюзия, что чем дольше сидишь за учебниками, тем больше всего освоишь. Кто не слышал в своей жизни (и сам не говорил детям) – «пока не доучишь, из-за стола не встанешь»? Но ведь этот подход не работает! Да, можно перед контрольной заставить ребёнка учиться нон-стоп. И даже, возможно, будет какой-то результат – но недолговременный. Мозг не сохранит информацию, которую в него кое-как запихали в авральном режиме.
Зато рабочая память будет перегружена и подведёт в ответственный момент. Изначально все новые сведения попадают в гиппокамп, а уже из него, если мозг сочтёт информацию важной, – в неокортекс, где будут храниться долгие годы. Пропускная способность гиппокампа невелика – он как узкое горлышко, через которое мы наливаем воду в бутылку. Как ни старайся, за ограниченное количество времени можно залить лишь ограниченный объем. Настойчивость и трудолюбие, конечно, очень важны при обучении. Но, как видим, энергия и детей, и родителей часто тратится впустую. Исследования показывают, что гораздо полезнее интервальное обучение, когда процесс разбивается на части. Такой режим, с перерывами и без нервов, может показаться не слишком эффективным. Ведь за время отдыха ребёнок опять всё забудет, и придётся начинать заново! Но в этом-то весь фокус – когда чтото подзабыл и настойчиво пытаешься вспомнить, информация лучше усваивается и надежнее прописывается в долговременной памяти. Главное, не подглядывать в учебники и конспекты, а попытаться самому вспомнить хоть несколько фактов из прочитанного. Потом снова можно заниматься и заполнять пробелы.
Есть данные, что интервальное обучение помогает лучше запоминать таблицу умножения, исторические даты и факты.
На вход и на выход
Конечно, возникает вопрос: сколько заниматься и какие делать перерывы? Универсальной схемы тут нет, но специалисты активно изучают тему и находят закономерности. Оказывается, если учить 5-летнего ребёнка читать по 6 минут в день, он быстрее научится, если вы эти 6 минут разобьёте на 3 занятия по 2 минуты, нежели дадите весь материал за один раз.
Другой эксперимент с участием детей начальной школы показал, что они лучше усваивают научные концепции, если занимаются темой не 4 урока подряд, а 2 урока сегодня, и ещё 2 – завтра. А максимальные результаты показали ученики, которым давали тот же материал по 1 уроку 4 дня подряд.