То, что показывают сейчас по ТВ, — это не сказочки, а пошлые анекдотики

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Андрей Финягин: «Я научился не расстраиваться, когда меня не утверждают в кино»

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

«Мы все стоим в коридоре, волнуемся, но я больше всех. Поскольку у меня фамилия на «Ф», то к концу я уже серьезно перенервничал. Захожу. Там стол, за которым Олег Николаевич, Козак, Брусникин, Маша Брусникина, Алла Покровская, и... огромная мхатовская пауза. Все многозначительно смотрят на Ефремова, ждут, что он скажет. И после длительной паузы он говорит: «Так, скажи, а кто за тебя платит?» Я отвечаю: «Родители ». — «Скажи им, пусть больше не платят». Меня перевели на бюджет. Для меня это было еще и признание с его стороны. А уж когда он доверил мне роль Треплева в «Чайке»...»

— Андрей, в недавнем интервью журналу «7 Дней» вы обещали продолжить рассказ о ваших учителях — легендарных актерах МХАТа. Как для вас начинался МХАТ?

— Наверное, не только моя жизнь, но и мой МХАТ начался с моей мамы. Инженер по специальности, она всю жизнь была большой любительницей театра. И конечно, они с папой в мои школьные годы водили меня по театрам. В том числе у нас была череда посещений МХАТа: мы посмотрели спектакли «Возможная встреча» с Ефремовым, «Кабала святош», «Тартюф». Я был восхищен. И хотя мы ходили по всем театрам, но такого ощущения опьяненности этим залом я больше нигде не испытывал. Думал: «Господи, какие они счастливые! Они могут выходить на сцену и дарить людям это ощущение волшебства!» Мне очень захотелось стать актером. И хотя я не был уверен в своих силах, все же решил рискнуть. Как известно, абитуриенты ходят во все вузы, и единственным, куда я не ходил, был ВГИК — что-то я о нем не вспомнил. В одной газете прочел, что во МХАТе курс набирает Олег Николаевич Ефремов, и подумал: «Вот кому-то повезет!»

В «Щепке» дела пошли хорошо, меня практически взяли на конкурс с первого тура, а во МХАТе я прошел только на второй тур. Звоню и спрашиваю, когда прийти на него, а мне говорят: «Вашей фамилии нет». Но я знаю, что с «Щепкой» у меня уже все сложилось, и, конечно, радуюсь: «Неважно куда, главное, что я поступил!» Тут вмешалась мама. Она говорит: «Как это неважно? Ты же прошел на второй тур?» И она позвонила и спросила, в чем дело. Оказалось, что моя фамилия просто затерялась, такая вот случайность. Так я оказался во МХАТе на курсе Олега Николаевича Ефремова. И началась учеба.

Андрей Финягин, 2000 год. Фото: И. Александров/из фондов Музея МХАТ

— И общение с великими русскими артистами...

— Конечно! Мои первые впечатления от МХАТа связаны со столовой: когда ты стоишь перед салатами, а перед тобой Калягин, Лаврова, Мягков — все, кого ты видел по телевизору. Первое время я вообще не мог есть: не верил, что это происходит со мной. Там все курили, стоял дым, запах кофе и творческие разговоры. Олег Николаевич был прекрасным педагогом, я бы сказал, в широком смысле слова. Он, например, по понедельникам, когда все театры отдыхают, приглашал к нам после учебы различных специалистов — актеров, писателей, драматургов, философов, которые, на его взгляд, могли нам что-то интересное дать.

Я был взят на платное отделение, тогда только начиналась эта история. В конце первого курса у нас была индивидуальная беседа педагогов со студентами. И каждый понимал, что она может закончиться отчислением. Мы все стоим в коридоре, волнуемся, но я больше всех. Поскольку у меня фамилия на «Ф», то к концу я уже серьезно перенервничал. Захожу. Там стол, за которым Олег Николаевич, Козак, Брусникин, Маша Брусникина, Алла Покровская, и... огромная мхатовская пауза. Все многозначительно смотрят на Ефремова, ждут, что он скажет. И после длительной паузы он говорит: «Так, скажи, а кто за тебя платит?» Я отвечаю: «Родители». — «Скажи им, пусть больше не платят». Меня перевели на бюджет. Для меня это было еще и признание с его стороны. А уж когда он доверил мне роль Треплева в «Чайке»...

— Вас ввели в возобновленную «Чайку»?

— Да, Олег Николаевич незадолго до смерти решил возобновить «Чайку» Чехова с молодыми исполнителями. Спектакль до этого шел на сцене 20 лет, а потом на два года был приостановлен. И Ефремов ввел меня и мою однокурсницу Вику Исакову на роли Треплева и Нины Заречной. И тут мне посчастливилось поработать с великими артистами на одной сцене. Некоторым из них, конечно, было тяжело, потому что на протяжении стольких лет играли, а тут снова нужно репетировать, потому что пришли 20-летние дети. Бывало, смотрели слегка иронично. Получилось, что мы, два неоперившихся птенца, попали в логово мастодонтов на съедение. Иногда было тяжело. Мы всех тогда боялись, особенно я боялся Вячеслава Невинного. Вячеслав Михайлович как-то по-особому ко мне относился, очень строго. Была такая история. В начале спектакля я «заряжался» в беседке, которая выезжала на авансцену по рельсам. Грузный Вячеслав Михайлович, медленно проходя за кулисами, любил спросить помрежа громко, чтобы я слышал: «А кто у нас сегодня Треплева играет?» Ответ: «Андрей Финягин». — «Андрей Финягин? Не знаю такого». Эта полушуточная история приводила меня в смятение. Он играл Сорина, дядю Треплева. Но в целом воспоминания об этом периоде остались прекрасные!

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

— А кто играл Аркадину?

— Ее играла Татьяна Евгеньевна Лаврова. Она была неземной, воздушной, необычайно женственной. Лаврова была уже в возрасте, но необыкновенно красива — одни эти раскосые глаза чего стоили! Я отлично понимаю Вознесенского, который именно ей посвятил прекрасные строки «Ты меня на рассвете разбудишь...». Партнершей она оказалась очень деликатной. Лаврова была абсолютной Аркадиной. Я помню эти ее руки, когда она мне перебинтовывала голову, как будто они были невесомые, легкие, неземные. Закуривая, Лаврова говорила: «Не переживай, все будет нормально. И не обращай внимания на старичье». Кстати, ей единственной позволялось курить прямо за кулисами. Для меня она — одна из богинь советского кино, как Терехова, как Вертинская. До меня исполнителем роли Треплева был Михаил Ефремов. Так получилось, что на пробах фильма Митты «Граница. Таежный роман» я встретился с ним. И он говорит: «Я знаю, папа тебя выбрал на эту роль. Главное — правильно сыграть сцену с матерью с бинтом. Если сыграешь, значит, роль готова». Такое напутствие я получил от Миши.

Режиссером ввода в спектакль был Андрей Васильевич Мягков, который был первым исполнителем Треплева в этой постановке. Позже он играл еще и Тригорина и знал все наизусть. Вообще, он замечательный педагог. В первое время я не мог с ним репетировать, особенно когда он что-то показывал — пьяного, например. В памяти всплывали кадры из «Иронии судьбы», и я понимал, что никогда так не сыграю. Мягков был невероятно чутким педагогом, потрясающим режиссером и очень интеллигентным человеком. Вместе с тем он был таким закрытым петербуржцем.

— Для актера это немного странно — быть закрытым настолько...

— Почему? И я закрытый, не люблю актерские тусовки. Артисты тоже разные, есть актеры в жизни и есть актеры на сцене. Я не люблю актерствовать в жизни. Сама профессия настолько отбирает энергию, что создавать объект внимания еще в жизни, мне кажется, это мельчание. С другой стороны, есть мнение, что актеры должны больше общаться, напоминать о себе, чтобы почаще звали в кино, — пиариться, другими словами. Но надо ощущать, что это твое поле. Я не удивлюсь, если в какое-то время мне станет легко и свободно и я сумею находить кайф и в тусовках. Но сейчас пока нет.

— Между тем вас без пиара и без кастинга, только по фото, взяли в фильм «Любовница»...

— То был непростой проект для меня. Потому что это — первая главная роль в кино с такими замечательными артистами. Тем более что первая сцена, которую снимали в Сочи в экспедиции, была постельная, с Ириной Юрьевной Розановой. Ситуация усугублялась тем, что оператором был ее тогдашний муж Гриша Беленький. И Тигран Кеосаян, который кротким нравом никогда не отличался, кричал: «Я не понимаю, Андрей, ты что, ты не хочешь ее? Ее хочет вся страна, а ты что?» Конечно, у тебя от этих слов опускается все, тебе хочется просто раствориться. И кстати, кто меня больше всех поддерживал — это был Гриша Беленький, который повторял: «Успокойся, у тебя все хорошо». У меня было такое состояние отчаяния на этих съемках, которое, возможно, мне и помогло. Эта взвинченность и нервозность «легла» на персонаж, поскольку там герой тоже находится в пограничных состояниях.

Андрей Финягин и Ирина Розанова в фильме «Любовница», 2005 год. Фото предоставлено Первым каналом

— А как сама Ирина Юрьевна воспринимала вас, молодого актера?

— Ирина Розанова, опытнейшая актриса, то ли в силу возраста, то ли еще почему-то пыталась меня немножко подзадеть: «Ну ты чего? Чего ты нервничаешь так?» — игриво повторяла она. Это меня чуть больше зажимало. Уже потом я подумал, что она, наверное, слегка кокетничала со мной, чтобы я расслабился, но тогда этого не понимал. В общем, дело было во мне, конечно.

— Андрей, как вы сами думаете, какие ваши личностные качества позволили Кеосаяну доверить вам роль шизофреника?

— Вообще, у меня, наверное, много недостатков. Но какое отношение мои недостатки имеют к моим ролям, не берусь судить. Я закрытый человек, и это данность, которая может производить обо мне впечатление... Например, я избирательно добрый, терпеть не могу доброту ко всем и каждому, мне кажется, что это имитация. У меня критический взгляд на все. И мне это помогает в профессии, мне интересно видеть в человеке какую-то неправильность, какой-то выверт. Люблю за этим наблюдать и считаю, что в каждом человеке так или иначе это есть. Не помню, то ли Станиславский писал, то ли Кнебель о нем писала, что он очень любил играть такие выверты, неправильность, глупость. И у меня на это такой обостренный взгляд. Мой папа, кстати, заслуженный педагог, дефектолог, который работает с умственно отсталыми детьми. Может, в этом дело? (Смеется.) Мне потом на сайт писали люди, профессионально занимающиеся психическими расстройствами, что я очень точно передал психологию нездорового человека. Они даже называли конкретные диагнозы. Для меня это было очень неожиданно и, конечно, приятно.

Фото: Н. Зиганшина/из архива А. Финягина

— А в вас есть такой выверт?

— Я в быту невыносим совершенно. Я отдельная субстанция, периодически уходящая в себя. Порой бываю несправедлив и горяч. Как-то что-то сказал человеку, думал, что это ирония, а он потом десять лет это помнил. Известный факт, что мы собственный голос слышим по-другому, чем окружающие. Так же и я себя воспринимаю иначе, чем другие. Лучше спросить у близких людей, будет объективнее. Особенно у супруги: она хорошо знает, что со мной непросто жить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта Придумал ценники, скидки и супермаркеты: история «короля шоппинга» Фрэнка Вулворта

История человека, который подарил миру удобный и выгодный шоппинг

ТехИнсайдер
Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание» Юлия Волкова: «Так получилось, что почти каждая моя роль — испытание»

На «Фабрике» я, конечно, делала шоу. Меня называли девочка-скандал

Караван историй
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера» Валерия Ланская: «На первом месте — дети. На втором — отношения мужчины и женщины. И на третьем месте — карьера»

Я тогда шла по улице и думала: «Ну все, теперь я другой человек»

Караван историй
Как себе помочь, если нет денег на психолога? Как себе помочь, если нет денег на психолога?

Как помочь себе самостоятельно, развивая осознанность?

VOICE
На данный момент вы нуждаетесь в этом больше всего! Эта картинка знает, чего именно вам не хватает в жизни На данный момент вы нуждаетесь в этом больше всего! Эта картинка знает, чего именно вам не хватает в жизни

Не можете понять, что именно вам не нравится в этой жизни? Этот тест вам поможет

ТехИнсайдер
«Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна» «Ирландские мифы. От Племен Богини Дану и Кром Круаха до „кельтских сумерек“ и Самайна»

Как языческих богов изображали в Средневековье

N+1
10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров 10 вещей, которые лучше всего чистить спиртом: мнение профессиональных клинеров

Что можно чистить спиртом, а что — нет?

VOICE
Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи Правила взаимности: при каких условиях деловые знакомства превращаются в бизнес-связи

Как нетворкинг-туры помогают договариваться о выгодных контрактах и партнерствах

Forbes
Вступить в БРИКС. Зачем? Вступить в БРИКС. Зачем?

Что такое БРИКС и какое значение имеет блок в современном мире

ФедералПресс
Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского» Евгений Добаев: «Наш искусственный интеллект будет сильнее хакерского»

Уровень киберзащищенности организаций растет, но не так быстро, как хотелось бы

РБК
Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками Красавицы и чудовище. Почему Хичкок был одержим блондинками

В чем загадка «хичкоковских блондинок»

СНОБ
Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности Чувствовал себя лишним: Джинён из GOT7 едва не покинул группу на пике ее популярности

Пак Чинён, или Джинён, всерьез рассматривал вариант покинуть k-pop сцену

VOICE
«Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами» «Лучшее решение — блокировка сайтов с незарегистрированными БАДами»

Хакан Эртюрк о трендах и регулировании российского рынка БАДов

РБК
Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов

Душистая мята с давних времен имеет широкое практическое применение

ТехИнсайдер
Дети и новый муж Дети и новый муж

Cоветы по сближению детей с новым партнером и основные промахи

Лиза
Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек» Он терял кожу от любого удара, а теперь жмет от груди 150 кг! История редкой болезни «детей-бабочек»

Дин Клиффорд бросил вызов смерти и ведет активный образ жизни!

ТехИнсайдер
Касторовое масло топит жир или нет: популярный тренд в TikTok Касторовое масло топит жир или нет: популярный тренд в TikTok

Следуя трендам: поможет ли касторовое масло избавиться от жира на животе?

ТехИнсайдер
Главный экспонат Главный экспонат

Автомобили, на которых люди станут ездить (и даже летать) в ближайшее время

ТехИнсайдер
Нежеланные попутчики Нежеланные попутчики

Даже если все вас бросят, а мир повернется к вам спиной – они останутся с вами

Зеркало Мира
Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да» Приручить внутренних драконов: советы для любителей спорить и бездумно говорить «да»

Проверенные стратегии для укрощения «драконов» — вредных ментальных привычек

Forbes
Почему собаки и кошки дергаются во сне Почему собаки и кошки дергаются во сне

Разгадываем сонные тайны наших питомцев

Maxim
Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса Томас Гунциг «Рокки, последний берег». Жить после апокалипсиса

«Рокки, последний берег»: герметичный роман-размышление о постапокалипсисе

СНОБ
Вопрос времени Вопрос времени

Чем прошлое отличается от будущего и почему время течет в одном направлении?

Вокруг света
Пиво и сыр помогли японским ботаникам уличить пещерных кузнечиков в распространении семян ринхотехума Пиво и сыр помогли японским ботаникам уличить пещерных кузнечиков в распространении семян ринхотехума

Ринхотехум из семейства геснериевых расселяется за счет пещерных кузнечиков

N+1
Мысли вслух Мысли вслух

Антон Лапенко: из социальных сетей в большое кино

Men Today
Сухбат Афлатуни: «Катехон». Фрагмент из романа-головоломки Сухбат Афлатуни: «Катехон». Фрагмент из романа-головоломки

Глава из «Катехона» — истории любви и хроники жизни от Сухбата Афлатуни

СНОБ
Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи Труба пучка Большого адронного коллайдера помогла установить новый предел на магнитные монополи

Как физики установили новый предел на массу и заряд магнитных монополей

N+1
Удаляют себе ногти на ногах! Вот на какие жертвы идут бегуны Канады ради победы Удаляют себе ногти на ногах! Вот на какие жертвы идут бегуны Канады ради победы

Профессиональные спортсмены подвергают свои тела экстремальным практикам

ТехИнсайдер
Открыть в приложении