Из истории британской Московской компании
В середине XVI века некто Ричард Ченслор, отплыв из Англии, обогнул Скандинавский полуостров и вышел к берегу Белого моря, открыв тем самым новый торговый путь. Об этом путешествии остались интереснейшие записки, которые начинаются следующим образом:
«Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас, и близ нас, и что эти товары, которые иностранцы когда-то на памяти наших предков настойчиво разыскивали и желали иметь, теперь находятся в пренебрежении, и цены на них упали, хотя мы их сами отвозим к воротам своих покупателей, между тем иностранные товары дают большую прибыль, и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона, люди большой мудрости и заботящиеся благе своей родины, начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению».
В то время все в Европе искали разнообразные способы достичь стран Востока. До такой степени разнообразные, что даже стремились попасть туда, плывя на запад. Последствия одной такой попытки всем хорошо известны. Происходило это оттого, что все тривиальные пути уже кто-то застолбил, и снимал с этого пенки. Самый естественный путь на восток из Англии – через Балтийское море – держали голландцы. В то время отношения между ними и Англией еще не достигли того градуса напряжения, что в XVII веке, когда они вылились в целую серию англо-голландских войн, да и вообще Соединенные Провинции еще только намечались в проекте, но морскую торговлю на Балтике уже практически монополизировали. Народ этот «столь сильно склонен к мореплаванию, что, можно сказать, вода более его стихия, нежели земля». На восточном же берегу Балтики прочно осели шведы. С воцарением в 1523 году династии Ваза они всерьез взялись за государственное строительство. И контролировали дальнейший транзит товаров. По соседству со шведами пристроился Ливонский орден. Посредников было много, все хотели свою долю в прибылях, поэтому англичане искали свои собственные пути.
Идея экспедиции, которую осуществил Ченслор, была не столь уж и причудлива. Она состояла в том, чтобы достичь стран Востока, двигаясь сначала на северо-восток, а потом на юг. Организацию взяла на себя созданная в 1551 году «Компания купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых» (Mystery and Company of Merchant Adventurers for the Discovery of Regions, Dominions, Islands, and Places unknown). Одним из ее основателей был Себастьян Кабот – знаменитый путешественник, более всего прославившийся своими попытками достичь стран Востока, плывя на северо-запад. Также затеей живо заинтересовались натурфилософ Джон Ди и географ Ричард Хаклюйт.
Предполагалось, что, обойдя Скандинавию, нужно будет добраться до Оби, а по ней, согласно бытовавшим тогда географическим представлениям, можно попасть в Китай. Финансирование было коллективным: «Чтобы не обременять каждое отдельное лицо слишком большими издержками, было решено, что каждый, кто желает быть членом общества, уплачивает долю в 25 фунтов; благодаря этому в короткое время была собрана сумма в шесть тысяч фунтов; были куплены три корабля, которые в значительной мере были вновь перестроены и отделаны». Предполагалось двигаться вперед в течение полугода, столько же потребовалось бы на возвращение, а еще шесть месяцев отводилось на возможную зимовку, в случае, если двигаться куда-либо будет невозможно.
Командование всей эскадрой возложили на Хью Уиллоби, Ченслор же был капитаном одного из трех кораблей, носившего имя «Эдуард Бонавентура» («Эдуард Благое Предприятие» ). Дело было в царствование Эдуарда VI, того самого короля, который является героем повести Марка Твена «Принц и нищий».
Экспедиция оставила порт 20 мая 1553 года: «В назначенный день все, простившись с близкими, кто с женой, кто с детьми, кто с родственниками, кто с друзьями, более дорогими, чем родня, были на месте, готовые к отплытию. Подняв якоря, они двинулись с началом отлива и, идя тихим ходом, дошли до Гринича. Большие корабли вели на буксире лодки, шедшие на веслах, и моряки, все одетые в уэчет, т.е. небесно-голубые суконные одежды, сильно гребли, старательно направляя путь. Когда они подошли к Гриничу, где в то время был королевский двор, и когда о приходе кораблей разнеслись первые вести, придворные выбежали из дворца и собрался простой люд, густой толпой стоявший на берегу. Члены тайного совета смотрели из окон дворца, остальные взобрались на верхушки башен. Тут корабли дали артиллерийский залп, выстрелив из всех орудий на военный и морской образец, так что в ответ зазвучали вершины холмов, а долины и вода отозвались эхом; моряки же так закричали, что небо зазвенело от шума. Кто стоял на корме и жестами прощался с друзьями, как умел, кто расхаживал над люками, кто карабкался на ванты, кто стоял на реях, кто на марсе. Коротко говоря, это было некоторым образом настоящее торжество для зрителей. Но увы! Добрый король Эдуард, в честь которого это все было главным образом устроено, не присутствовал при этом зрелище вследствие болезни, а недолго спустя после отплытия этих судов последовало печальное и горестное событие – его кончина».