Арктическую Сибирь объединили собачьи упряжки
Благодаря транспортной технологии на основе собачьих упряжек ещё в каменном веке появилась обширная социокультурная сеть — люди смогли преодолевать сотни километров и стали регулярно собираться в удобных для всех местах. Эта сеть коммуникаций существовала несколько тысячелетий.

Собачьи упряжки, как оказалось, используют в Восточно-Сибирской Арктике уже как минимум 9 тысяч лет — об этом свидетельствуют детали нарт и остатки собак из Жоховской стоянки. Их анализу посвящена подробная статья, которая опубликована в недавнем выпуске журнала Stratum Plus. (Авторы статьи — Владимир Питулько из Института истории материальной культуры РАН и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, а также Елена Павлова из Арктического и антарктического научноисследовательского института.)*
* Питулько В. В., Павлова Е. Ю. Наземная транспортная технология жителей раннего голоцена Восточно-Сибирской Арктики // Stratum Plus. — 2025. — № 1. — С. 47—93.
Сейчас стоянка находится на острове Жохова (острова Де-Лонга, Восточно-Сибирское море), но около 9 тысяч лет назад остров был частью материка. Там, недалеко от берега океана, находился постоянный лагерь, в котором, по разным оценкам, жили от 25 до 50 человек. Около трети из них были охотниками, которые добывали северного оленя и белого медведя.

Благодаря многолетней мерзлоте в культурном слое Жоховской стоянки хорошо сохраняются находки из органических материалов, в частности, из кости, рога и дерева. Некоторые из них, как можно заключить на основе этнографических наблюдений, были деталями нарт. Среди таких деталей — полозья, копылья (вертикальные стойки нарт) и, вероятно, остолы (палкитормоза).
Исследователи считают, что жители Жоховской стоянки использовали два типа нарт.
Первый — это двух- или трёхкопыльная конструкция на одинарных простых узких полозьях. Они больше всего напоминают ручные нарты (охотничьи или хозяйственные), которые описаны путешественниками и этнографами у разных народов Сибири. Их тягловой силой мог быть и человек, и человек с собакой, и только собаки.