Африка и мир: музыка нас связала
Влияние африканской музыки на мировую музыкальную культуру широко известно и хорошо изучено. Достаточно вспомнить, например, об африканских корнях блюза и джаза. Куда меньше известно, что инструменты, на которых исполняется музыка этих и многих других жанров, тоже пришли с Африканского континента.
Банджо
Банджо
знакомо любителям музыки по одной из самых известных американских песен «О, Сусанна», в которой поется: «Еду я из Алабамы, банджо на бедре держа». Этот струнный инструмент, внешне похожий на мандолину, с насыщенным, но резким и ярким звучанием, имеет отчетливое африканское происхождение. Еще в 1621 году британец Ричард Джобсон, путешествуя по Гамбии, описал похожий на банджо инструмент, который он назвал бандор (возможно, название «банджо» и пошло от диалектного произношения этого португальского слова). Вероятнее всего, путешественник имел в виду аконтинг — струнный инструмент народа диола (населяет Сенегал, Гамбию и Гвинею-Бисау), состоящий из корпуса и длинного грифа с тремя струнами. На аконтинг похожи ксалам из Сенегала и нгони, на котором играют в Мали, Гвинее и Кот-д`Ивуаре.
В Америке вывезенные из Африки рабы делали банджо из тыкв, на которые натягивали шкуры животных. Гриф был деревянным, струны изготавливали из кишок или растительных волокон. Письменные упоминания о банджо в Северной Америке и бассейне Карибского моря датированы XVII-XVIII веками. Долгое время инструмент пользовался популярностью только среди рабов и в сельской народной культуре, пока его не прославили знаменитые шоу менестрелей — популярные в середине XIX века выступления белых артистов с «африканским» гримом, которые представляли комические сценки из жизни темнокожих, исполняли характерные для них музыку и танцы.
Среди белых американцев одним из первых играть на банджо в 1820-х годах научился Джоэл Уокер Суини, менестрель из штата Виргиния, который заменил тыкву резонаторным ящиком из дерева, обтянул его кожей и добавил струну к четырехструнному афроамериканскому варианту. И пятиструнный инструмент пошел гулять по Америке. Из Штатов увлечение перекинулось в Соединенное Королевство. Началось массовое производство банджо и продажа его по почте вместе с самоучителем. К началу ХХ века на пятиструнных и четырехструнных банджо играли дома, в самодеятельных оркестрах и профессиональных джазовых коллективах. В 1900–1918 годах, в эпоху регтайма и безграничного господства танцевальной музыки, исполнители вернулись к четырехструнным банджо, поставив на них стальные струны, чтобы звук был слышен на фоне духовых.
Увы, джазовая эпоха закончилась с Великой депрессией, а вместе с ней пропал интерес к банджо. Возрождение наступило лишь после Второй мировой войны.
Сегодня банджо — неотъемлемая часть музыки в стиле фолк, блюграсс и кантри, им пользуются исполнители рок- и поп-музыки, хип-хопа. Выдающимися исполнителями на банджо были Вейд Мейнер, Эрл Скраггс, Бела Флек, Джерри О`Коннор, Перри Бехтель, Пит Сигер, Отис Тейлор. Народному афроамериканскому инструменту отдали дань такие прославленные рок-группы, как Eagles, Led Zeppelin и Grateful Dead. В Европе банджо популяризировал чешский ансамбль Banjo Band под управлением Ивана Младека.
Маримба
Маримба (в оркестре называется маримбафоном) — ударный музыкальный инструмент, состоящий из деревянных брусков, по которым ударяют молоточками. Под каждой клавишей находится резонатор в виде металлической или деревянной трубки; в традиционных инструментах резонаторами служили плоды баобабов или полые высушенные тыквы. По сравнению с ксилофоном тембр маримбы теплее, глубже и чище. Пластины обычно делают из розового гондурасского дерева или палисандра, иногда из стекла. Расположены и настроены пластины по принципу клавиатуры фортепиано. Диапазон — от четырех до шести октав: пятиоктавная маримба — концертная, шестиоктавная используется только для сольной игры. Существуют «сдвоенные» маримбы, на которых могут играть одновременно несколько человек, исполняя более сложные композиции. «Колотушки» тоже могут быть из различных материалов — дерева, резины, синтетики. Наконечники, как правило, обмотаны шерстяными или хлопковыми нитями. Все это влияет на тембр, громкость и четкость звучания.
Возникла маримба в Южной Мексике, хотя в Эквадоре тоже считают ее своей. В XIX веке инструмент распространился в Боливии, Колумбии, Венесуэле. Уже само название свидетельствует об африканском происхождении маримбы: ma — это характерный для языков банту префикс, означающий «много», rimba — «ксилофон». Родом маримба из тех мест, где сейчас находятся Ангола и Демократическая Республика Конго. О корнях маримбы свидетельствует рисунок Джироламо Мероллы да Сорренто, сделанный в Королевстве Конго в 1692 году. Похожие инструменты существуют в Западной Африке: балафон у мандинка (Гамбия, Гвинея, Мали, Кот-д`Ивуар, Сенегал и Гвинея-Бисау), гил у народов гур (Гана и Буркина-Фасо).