Построение бизнес-моделей
Настольная книга стратега и новатора
Для кого эта книга?
Книга «Построение бизнес-моделей» Ива Пинье и Александра Остельвандера – ни что иное как практическое пособие для всех, кто управляет бизнесом. Вместе они создали не только теорию о том, как стоит строить свою бизнес-модель наиболее наглядно для окружающих, но и успешный консалтинговый бизнес. Вы можете использовать ее как для решения самых масштабных задач вашей компании, так и для небольших целей отдельно взятых департаментов и команд. Познакомьте своих коллег с «шаблоном бизнес-моделей», и вы увидите, насколько продуктивнее стала ваша работа!
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Построение бизнес-моделей» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Что такое «Шаблон бизнес-модели»?
Верите ли вы в то, что предприниматели в реализации своих проектов должны выходить за рамки традиционного бизнес-плана? Ив Пинье и Александр Остервальдер придерживаются именно такого мнения, и в книге «Построение бизнес-моделей» создают новую, простую, оригинальную и практичную методологию для разработки бизнес-идей под названием «Шаблон бизнес-модели» (иногда этот термин переводят как «Канва бизнес-модели», от английского Business model canvas). Это универсальный язык описания, представления, анализа и преобразования бизнес-моделей. Он состоит из девяти блоков, позволяющих просто и наглядно описать и представить деятельность организации на одном листе. Чтобы доказать, что эта методология работает, Александр Остервальдер присоединился к Иву Пинье и 470 работникам в десятках стран мира, которые моделировали создание книги, используя данный метод.
Наглядный и прямолинейный подход «Шаблон бизнес-модели» невероятно полезен не только для тех, кто только подумывает об открытии бизнеса, но и для крупных компаний, запускающих новые продукты. На сегодняшний день данной моделью уже воспользовались такие компании как Microsoft, IBM, Google и Ericsson, а руководители и предприниматели по всему миру применяют его для проведения критического анализа при проектировании нового бизнеса. Вы начинающий предприниматель и хотите вместе со своей командой начать стабильно работающий бизнес? Тогда «Шаблон бизнес-модели» – это надежная основа для вас, ведь с ней вы будете знать все детали и секреты достижения успеха. Все, что вам нужно – это большой лист бумаги, ручка и стикеры. Вы готовы отбросить традиционный формат и воспользоваться новыми моделями создания стоимости? Тогда слушайте дальше!
Новая модель, улучшенное взаимодействие.
Для того, чтобы что-то объяснить, мы почти всегда обращаемся к словам. И если процесс довольно сложный, нам обычно требуется много слов, что не совсем хорошо, особенно если ответственным за объяснения являетесь вы. Это также не очень приятно и вашей аудитории. При этом существует большое количество предпринимателей, которые создают бизнес-планы на 30 страниц, менеджеры проектов часто начинают с составления расширенной программы. Но подумайте: являясь инвестором, администратором или предпринимателем, не сочли бы вы более удобным наглядное представление, которое описывало бы весь проект на одной странице?
Так что же такое бизнес-модель?
Бизнес-модель – это логическая основа того, как организация создает, преподносит и получает прибыль. Бизнес-модель – это скелет компании с ее основными элементами, а также способ показать, как она участвует в рыночной деятельности и получает доход. В условиях, когда компании все больше ощущают необходимость в создании и развитии инновационных бизнес-моделей, метод Александра Остервальдера, разработанный на основе изучения десятков успешных компаний, предлагает способ спроектировать собственные бизнес-модели, которым могут воспользоваться все желающие, в том числе – компании, стремящиеся добавить новые бизнес-модели в свое портфолио.
«Шаблон бизнес-модели»
«Шаблон бизнес-модели» Александра Остервальдера – это инструмент, помогающий людям и командам конструировать новые бизнес-модели. Этот шаблон, например, был взят в работу такими крупными компаниями, как IBM – для того, чтобы разработать новые области компетенций сотрудников, но шаблон подойдет для любого заинтересованного бизнесмена. По сути, это гибкая модель, которая захватывает все основные части бизнес-модели. «Шаблон» (или «канва») обычно представляет собой лист бумаги с секциями, выделенными под каждый элемент модели. Участники процесса по созданию новой бизнес-модели добавляют свои идеи в каждый из блоков, представляя предложения для новой модели. Бизнес-модель – это динамичная система, а не коллекция независимых частей. Поэтому с добавлением новых идей может возникнуть необходимость пересмотреть предыдущие. Шаблон существует для того, чтобы развивать широкое стратегическое мышление и уменьшать акцент на оперативных вопросах. Идея Александра Остервальдера состоит в том, чтобы думать о бизнесе как о системе, а не как об отдельных ролях вовлеченных людей и команд.