Эльф из Санкт-Петербурга
Как Роман Любимцев из Санкт-Петербурга перевернул мир кайтбординга
Мало про что мы пишем в «Популярной механике» так часто, как про кайты и кайтсерфинг. Наверное, потому, что прокатиться с ветерком за воздушным змеем – какая-то сокровенная детская мечта. Хотя, конечно, кайты для серфинга имеют общего с классическими воздушными змеями – разве только принцип.
Первыми приспособили воздушный змей для буксировки воднолыжников братья Леганю в 1984 году, запатентовав первый надувной кайт, и с тех пор над водой летают его дальние родственники. На земле (вернее, снеге и льду) развитие кайтбординга пошло немного по другой траектории – зимние кайты ведут свою родословную от парапланов, позаимствовав у них концепцию надувного крыла – парафойла. И если в водных кайтах аэродинамика определяется надувными баллонами, то парафойл – самое настоящее крыло, надувающееся через воздухозаборники набегающим потоком воздуха. Поэтому аэродинамика парафойлов по определению должна быть лучше. Но первые надувные кайты имели неоспоримое преимущество – возможность перезапуска с поверхности воды, что и определило их доминирование в водных видах спорта.
Нордический характер
Однако сколько в России теплых водоемов с хорошим ветром и сколько заснеженных полей, продуваемых насквозь? Зимний кайтбординг будто специально создан для нашей промерзшей страны. Поэтому парафойлы у нас делали, любили и гоняли на них. Впервые редакция «Популярной механики» прокатилась лет пятнадцать назад зимой именно на парафойлах московской компании Paraavis.
Но Мекка российского парусного спорта – Санкт-Петербург. Именно там больше всего лучших яхтсменов, виндсерферов и кайтсерферов, что и понятно: ветреная Балтика в двух шагах. С начала века там гонял на зимних кайтах и Роман Любимцев, который практически все для этого изготавливал сам, включая парафойлы. Постепенно увлечение выросло в небольшую компанию Elf Kites. «Парафойлы было делать технологически проще, чем надувные кайты, просто объем работы больше, – вспоминает Роман. – У меня всегда были собственные конструкции, хотя конкурентов изучали тщательно. Если чего-то не знал, всегда мог спросить у знакомых. Например, я сотрудничал с кафедрой аэрогидродинамики Санкт-Петербургского университета и профессором Рябининым. Даже работы совместные писали».
Очень тонкая штука
Кажется, что теория аэродинамики крыла изучена досконально, однако в конструировании парафойлов экспериментальная фаза намного важнее теории – по словам Романа, это скорее эмпирические поиски. Как в авиастроении: есть некоторое направление движения, а в нем – разные концепции, каждую из которых нужно проверить экспериментальным путем. Причем одни и те же задачи, решенные одинаковыми способами, могут давать разные результаты в зависимости от огромного количества факторов. Немного другие материалы, немного другая технология изготовления, немного другая влажность воздуха, немного другое настроение швеи. И можно случайно пройти мимо хорошего результата. А можно добиться невероятного успеха, но сложно потом его повторить. Как бы точен ни был раскрой, неправильная сборка приводит к провалу. Парафойл очень тонкая штука.