«Энергоэлемент»: история создания космических батарей для земных погрузчиков
В июле 2020 года российский банк впервые выдал кредит под залог исключительно интеллектуальной собственности. Получатель кредита в 4,29 млн руб. от МСП Банка — компания «Энергоэлемент», разработчик уникальных энергоёмких аккумуляторов для складской техники и электромобилей. Основатель стартапа Александр Логинов рассказал Inc., как он придумал и разработал батареи, которые сегодня клиенты называют «космическими».
Компания «Энергоэлемент»
- 22 человека в команде: инженеры, конструкторы, электрохимики, электротехники, дизайнер.
- 60 млн ₽ оборот в 2019 году.
- 16–18 моточасов на одном заряде может проработать разработка компании — самая энергоемкая батарея для 1,5-тонного электропогрузчика в мире. Компания Cargill смогла отгрузить на такой батарее 200 тонн груза за смену, а Rich Family отгружает больше 300 паллет на одном заряде.
- 4,29 млн ₽ кредитных средств под залог интеллектуальной собственности получила компания в 2020 году.
Любовь к зарядке
Александр Логинов получил диплом химика в Саратовском госуниверситете. Батареи сразу стали его хобби — после окончания университета в 2008 году он предложил свои услуги инженера-аккумуляторщика нескольким крупным компаниям. В 2010 году он пришёл продолжать образование в Институт химии твердого тела и механохимии СО РАН, в одну из двух лабораторий в стране, которая занималась литий-ионными батареями, и произнес магическую фразу: «Я готов у вас работать бесплатно», — и ему сразу дали должность инженера. Тогда же, в 2010 году его партнёр и друг, занимающийся аккумуляторами, задал ему вопрос: «Как увеличить ресурс свинцово-кислотной батареи?»
— Я прочитал примерно 900 статей на эту тему и ответил на вопрос через полгода. Меня очень увлекла эта тематика, — рассказывает Александр Логинов, — В итоге мы разработали технологию по восстановлению и увеличению ресурса свинцово-кислотной батареи. Тогда был получен наш первый патент. Параллельно в лаборатории я за полтора года повторил работу французского учёного из самого крупного электрохимического института во Франции, которому дали грант в €1 млн. Я сделал то же самое на зарплате в 22 тыс. руб., но ушёл, так и не получив степень кандидата, — перспектив, увы, не было.
В 2013 году к Александру пришло понимание, что ручной контроль над батареями не имеет смысла, — нужен системный подход: так родился проект «АКБ мониторинг».
Повезло: нашлись партнёры в Новосибирском техническом университете, которые помогли создать продукт по мониторингу батарей, серьезно продлевающий их жизненный цикл.
В 2014 партнёры приняли решение масштабироваться, делать это из Новосибирска было сложно, поэтому они переехали в Москву. За прошедшие 6 лет компания «АКБ мониторинг» выросла в 12 раз. Среди клиентов — «Газпром», Renault, Danone и другие крупные компании.
Литий-ионное цунами
Вскоре началась эра литий-ионных батарей, и Александр понял, что не может пройти мимо этого тренда, захватывающего мир со скоростью цунами. В 2018 году он инициировал проект Центра коллективного пользования в «Сколково» и начал разрабатывать решение для складской техники. Решение вышло по-настоящему инновационным — впервые разработчик батарей пошёл не от возможностей производственной линии завода-производителя, а от потребностей клиентов.