«Динамика доходов говорит о стагнации». Владимир Мау о реальном состоянии российской экономики
Почему показатели реальных доходов и благосостояния населения важнее ускорения экономики в 2018 году? Как ключевая и ипотечная ставки отражают уровень доверия в экономике и нужно ли заканчивать институт, чтобы разбогатеть? Рассказывает ректор РАНХиГС Владимир Мау
Данные Росстата о рекордном росте ВВП за 2018 год в 2,3% удивили многих экономистов и вызвали жаркие дискуссии. Вас удивили результаты Росстата?
Текущий темп экономического роста не столь важен. Важнее, какой средний темп будет зафиксирован в статистическом сборнике за 10 лет. Например, если вы посмотрите на экономические статистику конца 1980х годов, когда правительством проводилась политика ускорения, вы увидите наращивание темпов роста в 1987 и 1988 годах. Но статсборник в 1999 году показывает, что после двух лет ускорения экономика падала на протяжении 10 лет. Это была плата за временный рост, который был профинансирован за счет роста дефицита и валютного госдолга.
По годовой цифре роста мало о чем можно судить. Поэтому я бы не преувеличивал значение показателя Росстата, особенно учитывая то, что ни Центробанк, ни Минэкономики, в ведении которого находится Росстат, не пересматривали годовые прогнозы.
Показатель роста ВВП сам по себе не интересен, важно как он отражает благосостояние. Когда впервые этот экономический показатель появился, он считался удобным для измерения прогрессивной динамики. Но в последние годы мы чаще наблюдаем ситуацию, когда ВВП растет, а благосостояние падает, или наоборот — ВВП стагнирует, а благосостояние растет. Современные технологии плохо монтируются с динамикой ВВП, поскольку удешевление стоимости товаров и услуг происходит быстрее, чем раньше. В этом случае новые технологии приводят к снижению ВВП, хотя благосостояние и растет. Например, покупка электронной книги обходится дешевле, чем бумажного аналога: вы ее покупаете мгновенно, использовать ее удобнее, но выпуск электронной книги не вносит такой вклад в ВВП, как выпуск обыкновенной книги, поскольку не расходуется древесина и электроэнергия, нет расходов на транспортировку, продажу в магазине и т.д.