Как бывший инженер Google создал самое популярное в мире приложение для онлайн-торговли
История Wish — приложения, которое бросило вызов Amazon и сделало Питера Шульжевского миллиардером
Каждое утро основатель компании Wish Питер Шульжевский поднимается по лестнице небоскреба на Сансом-стрит в Сан-Франциско, проходя по этажам своего шикарного офиса. 37-летний выходец из Google польского происхождения создал онлайн-магазин китайских товаров no name для небогатых американцев. Большинство его покупателей не работают в таких офисах и не живут на побережье Северной Калифорнии. Пользователи Wish – выходцы из американского рабочего класса, живущие на северо-западе Флориды или в восточном Техасе, покупатели Dollar Store, которые не могут позволить себе годовое членство Amazon Prime стоимостью $120.
«У 41% американских домохозяйств не найдется и $400 наличных денег», — говорит Шульжевский, ссылаясь на последние данные ФРС. В 2018 году Wish был самым скачиваемым шоппинг-приложением в мире, а сейчас это третья по объему продаж электронная торговая площадка в США. По всему миру около 90 млн людей пользуются ею хотя бы раз в месяц. Получая 15% от объема продаж, в прошлом году Wish удвоил выручку, до $1,9 млрд. Во время последнего раунда компанию оценили более чем в $8,7 млрд, а значит, Шульжевский как владелец доли в 18% считается миллиардером. (Его сооснователю Дэнни Чжану принадлежит всего 4.2%). Шульжевский говорит, что инвесторы могут рассчитывать на IPO в ближайшие год или два.
Бюджетный вариант
Wish — не первое приложение для онлайн-торговли, которое отслеживает каждый клик покупателей: Amazon с ежегодным объемом продаж в $200 млрд тоже использует такие данные. Wish конкурирует и с AliExpress, принадлежащим Alibaba, и с Amazon, предлагая пользователям бесконечный поток товаров китайского производства. Но пока Amazon продолжает добавлять опции вроде видео-трансляций и доставки за два часа, чтобы убедить покупателей присоединиться к членской программе Prime, Шульжевский не особенно беспокоится о быстрой доставке или качестве. Свитера на Wish стоят $2 плюс $2 за доставку, подделки под Apple Watch уходят за $9 (плюс $3 за доставку), а смартфоны Android продаются за $27. Покупки могут ехать неделями. Покупатели пролистывают в среднем от 600 до 700 товаров, около 80% новых пользователей Wish возвращаются за покупкой второй раз.
Соглашение между почтой Китая и почтовой службой США позволяет Шульжевскому перевозить товары весом до 2 кг по сниженным тарифам. Этому критерию соответствуют около 15% доставок Wish. Иногда дешевле отправить посылку из Пекина в Нью-Йорк, чем из Южной Каролины в Нью-Йорк. Многие китайские торговцы не могут себе позволить пользоваться услугами крупных компаний вроде FedEx или DHL или хранить свои товары на внешних складах, как в случае Amazon, говорит Чжан, живущий в Шанхае.
Wish теряет около $90 млн ежегодно, но Шульжевский утверждает, что компания может приносить прибыль, если перестанет столько тратить на маркетинг. Wish устраивала масштабные кампании в Snapchat и является одним из крупнейших рекламодателей Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). В 2017 году компания подписала трехлетний спонсорский контракт на $30 млн с популярной в Китае командой NBA «Лос-Анджелес Лейкерс». Лос-Анджелес — один из крупнейших для Wish рынков с точки зрения выручки. С учетом конкурентной среды эти средства, вероятно, были потрачены не зря. Чтобы нанести точечный удар по Wish, Amazon недавно открыл раздел с товарами по скидке.
Одна из самых насущных проблем онлайн-ретейлера — незаконные или некачественные товары. На сайтах с рекомендациями вроде Trustpilot и HighYa сотни негативных отзывов о Wish. Пользователи недовольны отсутствием реакции со стороны службы поддержки, продавцами, которые не отправляют заказы, и низким качеством товаров. Чтобы решить проблему Шульжевский нанял Конни Чен, бывшего менеджера сообществ в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Она собирает команду из примерно 10 000 пользователей Wish, которые помогут компании избавиться от сомнительных продавцов в обмен на подарки и скидки. Но Шульжевского вопросы контроля качества, по-видимому, не беспокоят, он подчеркивает, что иногда проблема в самих покупателях. «Мы продаем пять миллионов контактных линз в год», – говорит он. – Кто-то обязательно ляжет в них спать».