Техпарад
Большая тяга
Зимой 2018 года при минусовых температурах на площадке Ge Aviation в канадском Виннипеге прошли испытания GE9X – самого большого в мире авиадвигателя. Несколько месяцев назад он уже успешно выдержал тесты на попадание внутрь песка и птичьих тушек, а теперь подтвердил работоспособность при обледенении.
Специально для GE9X центру Ge Aviation в штате ОГАЙО даже пришлось расширять испытательные стенды: 16 композитных лопаток образуют вентилятор диаметром без малого 3,4 м. Активное использование композитов, керамики и титановых сплавов позволило сделать двигатель легким. Весит он ненамного больше своего не столь размерного предшественника GE90: по оценкам разработчиков, компрессор и турбина высокого давления получились втрое легче и вдвое прочнее, чем изготовленные из металла. Создается турбовентиляторный двигатель для новейших авиалайнеров Boeing 777X, которые при дальности полета около 14 тыс. км смогут брать на борт более 400 пассажиров. Этому и поможет GE9X, способный развивать тягу до 47 т. Испытания отдельных элементов авиадвигателя начались еще в 2013 году, в 2017-м состоялся первый полет, а в нынешнем должна закончиться сертификация. В GE Aviation ожидают, что мировой спрос составит около 700 штук при планируемой цене 41 млн долларов.
Красные глаза
Сахарный диабет остается неизлечимым, но обычно болезнь удается удержать под контролем. При этом пациенты вынуждены постоянно следить за содержанием глюкозы в крови, регулярно получая болезненные уколы. Альтернативу продемонстрировали разработчики корейского института UNIST – контактную линзу, в которой островки микроэлектроники запаяны в пластик и связаны мостиками гибких проводов. Прототип уже содержит беспроводную подзарядку (работающую на дистанции до 9 мм), а также датчик глюкозы и красный светодиод, загорающийся при опасном падении ее уровня в слезной жидкости. Первые испытания прошли на кроликах, и, по мнению инженеров, 5-часовое ношение «умных» линз не вызвало у них никакого раздражения.
Временно свободен
Свобода будет недолгой: максимальная продолжительность полета Bionic Bird составляет всего восемь минут, после чего беспилотнику придется вернуться «в гнездо», к аккумулятору в форме большого птичьего яйца. Зато все это недолгое время дрон остается в воздухе благодаря маховым движениям крыльев, будто самая настоящая живая птица. В небе почти невесомый 9-граммовый орнитоптер управляется через специальное мобильное приложение – на дистанции до 100 м – и легко присоединится к соседней птичьей стае. На случай непредвиденных конфликтов или аварии запасные крылья можно приобрести отдельно: пару лет назад необычный проект собрал финансирование на краудфандинговой платформе Indiegogo, а теперь готовые дроны разных комплектаций продаются онлайн.